В прошлую субботу в Музее археологии открылась выставка кукол-марионеток и декораций к спектаклю «Лейли и Меджнун». Самого здания театра марионеток, собственно говоря, еще нет. Работы по завершением его строительства ведутся в Ичери Шехер. Обещают, что двери нового театра откроются к концу года. Но театр уже существует, как творческая группа: режиссер и художник Тарлан Горчу объездил со своими актерами и спектаклем «Аршин мал алан» многие страны мира. Второй работой театра станет спектакль «Лейли и Меджнун».
Может быть, мне так кажется задним числом, но замечательную музыкальную комедию Гаджибекова «Аршин мал алан» так и просилась в театр марионеток. Но такое вряд ли скажешь о «Лейли и Меджнун» великой опере, которая не сходит со сцены уже век.
Отношение к ней почти сакральное и переложить ее на язык марионеток изначально могло бы показаться святотатством. Примиряющее фактором здесь могло быть эстетическое совершенство, которого стремился добиться Тарлан Горчу.
Марафон этой великой драмы Востока растянулся на столетия. В короткой аннотации к выставке отмечается, что за минувшее тысячелетие было свыше 50 литературных прочтений этой великой истории. Миллионы людей на земле - и не только на Востоке – знакомы с шедеврами: одноименными поэмами, написанными Низами Гянджеви и Мохаммедом Физули. Поэма Физули и легла в основу первой оперы на Востоке - «Лейли и Меджнун», написанной великим Узеиром Гаджибековым. Собственно говоря, ее и попытался перевести на язык кукол-марионеток Тарлан Горчу. В искусстве можно все. Сама попытка дерзкая и, казалось бы, с непредсказуемым художественным результатом. Тем более, что и время в спектаклях театра марионеток протекает несколько по иному. Длительность кукольного спектакля обычно не более часа. Зато живут эти спектакли долго, зачастую десятилетиями.
Выставка эта необычна во всех отношениях, даже для нынешней, весьма насыщенной культурной жизни столицы. Здесь такая роскошь и щедрость художественного предложения, что был бы просто грех не выставить этих кукол на всеобщее обозрение. Каждая кукла, каждый элемент декорации - отдельное произведение, персонажи и декорации готовятся уже почти три года.
Еще одной особенностью и серьезным отличием от предыдущих трактовок, стала попытка режиссера перенести события из чисто арабской среды в эпоху династии Каджаров. То есть, ландшафт, образы героев , фон, на котором разворачиваются события были переведены в другую среду, которая ближе к Азербайджану.
Долгие месяцы шла работа над образами героев. Художественный поиск шел по всем направлениям. Для нашей культуры театр марионеток дело относительно новое – вот и приходилось искать резчиков кукол повсюду – от Баку и Тбилиси до Прибалтики и Европы.
В разных местах и каждый раз они были иными, в чем-то еще совершенней, чем прежде. Куклы вырезывались в одной географии, довозились и доводились в Баку, снова возвращались в Тбилиси и Вильнюс.
Материалы для одежды героев будущего спектакля искались повсюду, даже на антикварном блошином рынке Парижа. Они должны был быть старинными и благородными. И этой благородная сдержанность в осанке, одежде отличает все куклы, но особенно, главных героев будущего спектакля. Месяцы ушли на то, чтобы одеть героев.
Самой трудной было нащупать меру условности, достойную и великого оригинала и театра марионеток. Это удивительно красиво, когда на куклах изысканная по вкусу бижутерия вместо волос или когда из такой же бижутерии складывается борода.
А как замечательны ангелы, похожие на мягкие игрушки, которые парят над декорациями. Их нельзя трогать руками, потому что у этих кукол еще долгая сценическая жизнь. Она только начинается вот с этого немого диалога с будущим зрителем, который пришел на выставку.
Теперь создателям этой замечательной выставки предстоит не менее сложный «прыжок» от замечательной, «статичной» эстетики кукол непосредственно к их сценической жизни.
Не будем рассказывать о всех режиссерских находках. Здесь правильнее сохранить эффект неожиданности. Скажем только, что актеры будут работать открыто, в черных одеждах в «черной комнате». Так что, понадобится и актерская пластика.
Очевидно, что в спектакле будет звучать музыка великого Гаджибекова. Но и столь же очевидно, что для театра марионеток она должна прозвучать как-то по другому. В иной «аранжировке», в другой подаче. Она априори должна быть узнаваема, и в то же самое время спектакль должен был наполнен иными современными звучаниями. Насколько я знаю, поиски продолжаются, и многие наши талантливые музыканты с энтузиазмом помогают режиссеру добиться этого непростого эффекта.
Куклы-марионетки имеют свойство жить самостоятельной жизнью. Их редко выставляют напоказ до спектакля. А когда спектакль стал реальностью они уже слишком заняты, чтобы выкроить время для зрителя и дать возможность рассмотреть себя поближе. Так что не пропустите эту выставку, которая продлится до начала июля. Познакомьтесь с ними уже сегодня, пока не закрутил их яркий карнавал сценической жизни.
Написать отзыв