Lieutenant Ramil Safarov during the announcement of the verdict in Hungary, April 2006
Во вторник Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге признал действия Азербайджана в деле об убийстве азербайджанским офицером Рамилем Сафаровым армянского военнослужащего Гургена Маргаряна нарушающими две статьи Европейский конвенции о защите прав человека. Азербайджан признан нарушившим 2-ю и 14-ю статьи Европейской конвенции - о праве на жизнь и запрете дискриминации. Суд также подчеркнул "одобрение и поддержку" со стороны Азербайджана преступления Сафарова.
Одновременно ЕСПЧ отказался считать Азербайджан ответственным за преступление Сафарова. Нарушение относится именно к помилованию Сафарова после экстрадиции в Баку - это "неоправданное неисполнение" наказания за убийство. Убийство суд охарактеризовал как совершенное на почве ненависти по этническому признаку, - отмечает BBC.
Азербайджан обязан компенсировать судебные расходы для истцов - родственников Маргаряна и его сослуживца Айка Мукачяна - на сумму в 15 тыс. фунтов. Истцы не требовали никакой финансовой компенсации для себя.
Вторым ответчиком в деле была Венгрия, власти которой экстрадировали Сафарова в Баку, но ЕСПЧ не нашел нарушений в действиях официального Будапешта.
В Баку и Ереване различно оценивает это решение по чрезвычайно болезненному для двух народов преступлению. Офицеры из Армении и Азербайджана Гурген Маргарян и Рамиль Сафаров проходили военное обучение в Венгрии в 2004 году в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира". Сафаров ночью убил топором спящего Маргаряна, за что венгерский суд приговорил его к пожизненному заключению. Сафаров объяснял свои действия армяно-азербайджанским конфликтом и личным конфликтом с Маргаряном.
Cафаров провел в тюрьме восемь лет, однако в 2012 году, вскоре после визита венгерского премьер-министра Виктора Орбана в Баку, Сафаров был выдан Азербайджану. По прибытии в Азербайджан офицер был немедленно помилован президентом Ильхамом Алиевым, получил квартиру от государства, повышение по службе и зарплату за годы, которые находился в тюрьме.
Решение ЕСПЧ по делу Рамиля Сафарова никаких международно-правовых обязательств на Азербайджан не налагает, - сказал Trend полномочный представитель Азербайджана при Европейском суде по правам человека Чингиз Аскеров.
Аскеров напомнил, что родственники офицеров-участников тех событий в Будапеште подали в Европейский суд жалобу против Азербайджана и Венгрии: «Азербайджанское и венгерское правительства участвовали в этом процессе в качестве ответчиков. По сути, Европейский суд вынес решение на основе своего прецедентного права. Однако я в корне не соглашусь с трактовкой решения армянской стороной. Это касается вопроса нарушения материального аспекта права на жизнь".
Он также отметил, что для оценки решения Европейского суда следует обратить внимание на особое мнение Пинту де Албукерке, судьи представляющего Португалию в ЕСПЧ: «Если рассмотреть его особое мнение, то можно увидеть, чего хотела армянская сторона от решения европейского суда. Армянская сторона хотела добиться признания международно-правовой ответственности Азербайджана в вопросе материального аспекта права на жизнь. Вторым ответчиком в деле была Венгрия, власти которой экстрадировали Сафарова в Баку, но ЕСПЧ не нашел нарушений в действиях официального Будапешта. Иными словами, Рамиль Сафаров был выдан венгерским правительством Азербайджану на законных основаниях, и Азербайджан фактически в соответствии с положением Конвенции принял его. Вот это главное, что нужно учитывать в решении Европейского суда. Однако, самое интересное в концовке особого мнения португальского судьи. Он считает, что справедливость для жертв будет восстановлена, и что это дело будет передано в Большую Палату Европейского суда, и суд найдет все "желаемые" нарушения Конвенции. То есть данное особое мнение судьи нельзя назвать беспристрастным».
Полпред Азербайджана добавил, что в настоящее время говорить о шагах, которые будут предприниматься правительством Азербайджана пока преждевременно: «Решение только сегодня (вчера - ред.) опубликовано и у Азербайджана есть 3 месяца для того, чтобы рассмотреть вопрос передачи дела в Большую Палату Европейского суда. И я хочу отметить, что данное решение, с точки зрения мер общего характера, не налагает никаких обязательств на азербайджанскую сторону. Есть только индивидуальные меры, которые заключаются в том, что правительство Азербайджана оплатит судебные издержки заявителям, т.е. работу их адвокатов. Никакой компенсации, в том числе материального или морального вреда не установлено в решении. Поэтому на данный момент сложно сказать, будут ли приняты какие-то действия по обжалованию решения в Европейском суде далее».
По мнению Аскерова, «в дальнейшем, конечно же, армянская сторона будет лоббировать это решение, чтобы в каких либо европейских политических структурах как-то использовать это против Азербайджана. Но я бы еще раз хотел отметить, что в любом случае никаких международно-правовых обязательств на Азербайджан это решение не налагает».
"Вполне очевидна политическая подоплека иска. Судя по характеру самого иска, армянская сторона хотела добиться признания международно-правовой ответственности Азербайджана в вопросе материального аспекта права на жизнь. Речь идет о создании судебно-правового прецедента, который армянская сторона могла бы использовать в своих возможных последующих действиях против Азербайджана", - считает азербайджанский политолог Илгар Велизаде.
Решение ЕСПЧ по делу Рамиля Сафарова по сути лишило армянскую сторону всяких перспектив для действий в этом направлении, - заявил Велизаде.
В Армении трактуют решение ЕСПЧ иначе. Адвокат Сирануш Саакян сообщила об этом вердикте в ходе пресс-конференции. По словам Саакян, независимо от того, сколько было озвучено критических заявлений на политических и дипломатических платформах, убийца все еще остается безнаказанным.
«Именно на этом решающем этапе мы инициировали процесс обсуждения ответственности Азербайджана в международных судебных инстанциях. Венгерские суды не приписывали действия Сафарова азербайджанскому государству, и инцидент оставался частным. То есть, у нас жертва- армянин в лице Гургена Маргаряна и Айка Макучяна, и убийца, который был наказан, и возникают только вопросы отбывания наказания», - сказала она.
«По данному делу мы изменили плоскость вопроса, и на данный момент у нас есть эпизод ответственности за политику Азербайджана и права человека. Первым достижением этого постановления является то, что за безнаказанность государство было привлечено к ответственности, и адресатом всех дальнейших мер, которые потребуются, будет не убийца, а государство –Азербайджан», - отметила она.
По ее словам, это первое постановление Международного суда, которое констатирует проявление антиармянской дискриминации, ненависть со стороны азербайджанского государства и правовые последствия этого решения должны заключаться в том, что Азербайджан со временем должен обеспечить устранение антиармянской дискриминации.
«Поскольку приговор констатировал нарушение права на жизнь, за ним должны следовать меры, которые обеспечат фактическое исполнение приговора убийцей. На самом деле это дело гораздо более значимо для государства, чем для семьи.
Официальный Азербайджан выразил позицию устами пресс-секретаря МИД страны Лейлы Абдуллаевой. До тех пор, пока не будет обеспечено выполнение решения ЕСПЧ по делу Чигарова против Армении от 2015 года, официальный Ереван не имеет морального права выдвигать какие-либо требования к Азербайджану в отношении реализации постановлений Страсбургского суда, - сказала она.
Намерение Армении использовать Европейский суд в качестве инструмента в клеветнической кампании против Азербайджана и ее попытки политизировать этот институт и привлечь его к пропагандистской кампании должны быть отклонены. «Что касается выводов Европейского Суда, можно сказать, что суд фактически не удовлетворил основное намерение Армении. Таким образом, решение Суда не требует отмены постановления о помиловании, которое является основным предметом спора, или возобновления дела против соответствующего лица. С другой стороны, материальный иск о существенном нарушении статьи права на жизнь был отклонен», - продолжила официальный представитель МИД Азербайджана.
Она обратила внимание на то, что «существенный аспект статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции не был нарушен правительством Азербайджана». То есть, по данным Европейского суда, Рамиль Сафаров действовал индивидуально, и при совершении действий не представлял правительство Азербайджана. Таким образом, правительство Азербайджана не может нести международно-правовую ответственность за эти действия.
В то же время в решении должно было быть отражение, что Сафаров, офицер ВС Азербайджана, родился в августе 1993 года в Джебраильском районе Азербайджана, оккупированном армянскими вооруженными силами, потерял близких в ходе войны, будучи подростком познал все тяготы жизни вынужденного переселенца.
Что касается немедленного освобождения Сафарова сразу после его выдачи, то практика помилования распространена в мире и согласно Конституции Азербайджанской Республики глава государства имеет право на это.
Как отметила Абдуллаева, единственный способ положить конец враждебности между двумя народами - это устранить последствия конфликта, то есть вывести оккупационные силы с международно признанных территорий Азербайджана и обеспечить основные права сотен тысяч людей, перемещенных с этих территорий. Рамиль Сафаров стал жертвой этой политики.
Она напомнила решение ЕСПЧ от 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении" по заявлению 6 вынужденных переселенцев из Лачинского района. ЕСПЧ признал нарушения права собственности, права на уважение частной и семейной жизни, права на эффективное средство правовой защиты заявителей в лице беженцев из оккупированного Арменией Лачинского района Азербайджана. Страсбургский суд признал ответственным за это Армению и обязал выплатить жертвам компенсации. МИД Азербайджана считает, что прежде чем требовать от нашей страны удовлетворения каких-то желаний, Армения должна выполнить вердикт Евросуда по делу Чирагова.
Кямал Али
Написать отзыв