Последнее обновление

(1 час назад)
Улучшение условий в новой тюрьме  помогут  предотвратить  возвращение  осужденных преступный мир

Накануне профессионального праздника органов юстиции Азербайджана, 17 ноября, в селе Умбаки (40 км к югу от Баку), известном расположенным там старым советским лепрозорием, открылась новая тюрьма для особо опасных преступников, которая строилась много лет. Заключенные знаменитой Гобустанской "крытой" тюрьмы будут отбывать длительные и пожизненные сроки заключения в тюремных камерах, рассчитанных на 1300 человек. Несколько дней назад группе правозащитников показали новое учреждение закрытого типа Государственной пенитенциарной службы Министерства юстиции. Участники мероприятия посадили деревья вокруг тюрьмы.

Комментируя открытие новой тюрьмы, председатель Азербайджанского правозащитного центра (АПЦ) Эльдар Зейналов сообщил Turan, что в Азербайджане, по некоторым данным, 60% отбывших наказание возвращаются в тюрьму.

"В советское, отнюдь не либеральное, время рецидивов было вдвое меньше. Я вижу объяснение в том, что, во-первых, осужденный преступник работал в лагере, даже отправлял заработок семье, а теперь не работает, сидит на шее у семьи и морально деградирует. А во-вторых, за уклонение от трудоустройства и зависимый образ жизни в старые добрые времена они подвергались уголовному наказанию. А сейчас никто не трудоустроен и не наказан.

В Гобустане одной из проблем было отсутствие работы. Это было не учреждение для перевоспитания, а складское помещение (без гарантии, что сданный на хранение "товар" морально не сгниет от безделья). Плохо, когда осужденный мужчина может рожать детей во время длительных свиданий со своей женой, но при этом не имеет возможности помогать семье своим заработком, пусть даже минимальным", - сказал Зейналов.

Среди тех, кто посетил тюрьмы в Умбаки, была Залиха Таирова, член правления АПЦ. Таирова занимается мониторингом мест содержания под стражей с 1995 года.Таирова рассказала Turan о том, что она увидела в новой тюрьме в деревне Умбаки:

- Указом Главы государства от 11 июня 2007 года Министерству юстиции было предписано "обеспечить передачу тюрьмы, расположенной на территории вблизи границ Гобустанского государственного историко-художественного заповедника и наносящей вред его общему облику.

Тюрьма действительно раздражала взоры туристов. С советских времен у подножия горы располагалась колония, обслуживающая карьер. Благодаря добыче камня, собственно, и были найдены знаменитые петроглифы Гобустана.

Но затем разразился карабахский конфликт, и армянские войска захватили Шушу, в которой располагалась единственная в Азербайджане "крытая" тюрьма (с камерным содержанием). Ее заключенных перевели в наспех приспособленную колонию в Гобустане, превратив ее в тюрьму. Она сразу же стала особенной, поскольку ее заключенными были приговоренные к тюремному заключению за тяжкие и особо тяжкие преступления, помилованные заключенные, приговоренные к смертной казни, а также заключенные обычных колоний, наказанные за многочисленные нарушения режима. Весной 1998 года к ним присоединились те террористы-смертники, которые стали первыми пожизненниками по указу об отмене смертной казни. В 1994-1999 годах в Гобустане также содержались армянские заключенные.

Существовало также "особое" отношение тюремного персонала к особому контингенту, часто выходившее за рамки предписанных законом ограничений. Наблюдался высокий уровень смертности от болезней — заключенным часто отказывали в отправке в тюремную больницу якобы из-за их общественной опасности, и они проходили лечение в довольно плохо оборудованной тюремной больнице. Среди заключенных нередкими были самоубийства, обстоятельства которых часто оставляли неудобные вопросы, но психолога долгое время не было. Неудивительно, что заключенные Гобустана часто и успешно подавали жалобы в Европейский суд по правам человека и Комитет ООН по правам человека.

В 1999 году Гобустан стал местом вооруженного восстания (с жертвами). В 2005 году произошел еще один бунт заключенных, уже без жертв. Здесь часто менялось начальство, вакантные должности персонала, который не выдерживал токсичных условий труда, долгое время оставались незаполненными.

Неудивительно, что с 2000 года Гобустанскую тюрьму часто посещали международные комиссии, которые пришли к выводу, что условия содержания не соответствуют стандартам ООН и Совета Европы. Следуя рекомендациям, тюремное законодательство со временем было улучшено, и ряд жалоб прекратился. И смертность снизилась. Но даже после этого Гобустанская тюрьма не соответствовала ряду требований "Европейских пенитенциарных правил", обязательных для Азербайджана как государства - члена Совета Европы.

Например, согласно национальным стандартам, площадь тюремной камеры должна составлять не менее 4 кв.м на одного заключенного, в то время как европейский стандарт составляет 6-7 кв.м. Загруженность тюрьмы заключенными не позволяла соблюдать даже этот национальный стандарт в большинстве зданий. Плохая планировка тюремных зданий, где было недостаточное количество прогулочных двориков, не позволяла заключенным гулять на свежем воздухе более одного часа. Было много других жалоб, которые свободному человеку показались бы мелочными, но которые чувствительно притесняют и унижают, когда из года в год сидишь в четырех стенах в одной и той же компании. Добавлю, что климатические условия в Гобустане также не особенно благоприятны для здоровья...

Тюремные власти отреагировали на все рекомендации правозащитников и международных организаций о том, что свободных финансов нет, и пообещали в будущем построить новую тюрьму по европейским стандартам, где все проблемы будут решены. После президентского указа 2007 года эти обещания приобрели реальный вес. Стало известно даже место для будущей тюрьмы — малоизвестная деревня Умбаки, расположенная ближе и удобнее Гобустана. Однако в приказе не был установлен конкретный срок передачи тюрьмы, и новая тюрьма стала "долгостроем".

Теперь, наконец, тюрьма в Умбаки достроена и введена в эксплуатацию. Из того, что нам удалось увидеть за ограниченное время экскурсии, можно отметить, что условия в камерах, по сравнению с Гобустанскими, значительно улучшились. Жилая площадь вполне европейского размера. Пол деревянный. И если в Гобустане была одна прикроватная тумбочка на двоих для личных вещей, посуды и т.д., то в Умбаки - целый шкаф с полками.

Окно светлое, с редкой решеткой и в два раза больше того, что было в Гобустане. И там оно располагалось прямо над туалетом, который был отгорожен от остальной части камеры низкой перегородкой, чтобы охранник мог видеть заключенного и в туалете. Соответственно, воздух из окна можно было считать чистым лишь условно. И камера всегда была наполнена испарениями из унитаза и раковины.

В новой тюрьме ванная комната полностью отделена от камеры, проветривается и, самое главное, оборудована душем. Но возможность мыться чаще была одним из давних пожеланий заключенных, особенно летом. Теперь мыться можно будет хоть каждый день.

Проблема с прогулками на свежем воздухе была полностью решена. У каждой камеры есть свой собственный прогулочный дворик с зарешеченным потолком, куда есть доступ на время от подъема до отбоя. Вы можете гулять там, заниматься спортом или сидеть за пластиковым столом, читая книги или разговаривая за чаем.

Как и в Гобустане, здесь каждая камера оборудована телевизором, установленным на стене, что очень важно для людей, изолированных от общества. Например, когда в камерах в Гобустане в 2008 году были установлены телевизоры, попытки самоубийства полностью прекратились на год или два. Впоследствии жалобы заключенных были уже только на небольшое количество каналов и (от иностранцев) на отсутствие русско- и англоязычных каналов. Возможно, что Умбаки решит и эту проблему.

Медицинский блок оборудован значительно лучше, чем в Гобустане, и имеет даже лучшую больницу, чем в центральной тюремной больнице для пожизненно заключенных. Таким образом, некоторых больных заключенных больше не будут беспокоить перевозки в больницу и обратно, унизительные личные досмотры и тряска в тюремной машине.

В Гобустанской тюрьме было много комментариев по поводу поддержания связи заключенных со своими семьями. В свое время было высказано пожелание, казавшееся на тот момент фантастическим, что в дополнение к телефонным разговорам следует также предоставить возможность видеовстреч для тех заключенных, чьи родственники живут далеко от Баку. В Умбаки это было реализовано в дополнение к предусмотренным законом телефонным звонкам, краткосрочным и долгосрочным свиданиям. В тюрьме существует возможность дистанционного дачи показаний по видеосвязи.

Помимо комнаты для личных свиданий (через стекло), в новой тюрьме есть вполне приличные комнаты для длительных свиданий с собственной кухней, ванной комнатой, холодильником, телевизором. Как-то не принято говорить о "постыдных" вопросах, таких как секс между заключенным и его женой, но осужденным на длительный или пожизненный срок очень важно знать, что его семья не прервется, даже если его дни закончатся в тюрьме. Это помогает заключенному сохранять самоуважение и не впадать в депрессию.

Раньше, в советское время, этому помогала возможность работать и зарабатывать деньги, помогая семье. В Гобустане заключенные не были обеспечены работой. Пока неизвестно, будет ли у них возможность работать в Умбаки, или они также будут бездельничать в четырех стенах, как в Гобустане.

1 отзыв

Написать отзыв

Общество

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей