Результаты поездки и переговоров главы МИД РФ Сергея Лаврова в Ереване в центре внимания политических наблюдателей, однако скудная информация не позволяет сделать четкие выводы.
Тем не менее, ясно, что Лавров повторил в Ереване тоже самое, что он говорил в Баку – обмен территорий вокруг Карабаха на статус Карабаха. Такое мнение подтверждает и газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в делегации Лаврова.
В частности, Москва желает вернуться к Казанскому проекту урегулирования, от которого в 2011 году отказался Азербайджан. Так, источник в российской делегации сказал газете, что именно «азербайджанское руководство несет ответственность за то, что в том же 2011 году уже практически согласованный благодаря дипломатическим усилиям тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева договор об урегулировании карабахского конфликта так и не был подписан: лидер Армении Серж Саргсян в целом согласился с документом, а вот президент Азербайджана Ильхам Алиев неожиданно выдвинул десяток поправок, неприемлемых для армянской стороны».
По словам же источников, близких к Минской группе ОБСЕ, предлагаемый сейчас международными посредниками вариант компромисса выглядит так: Армения отдает под контроль Азербайджана пять (из семи) районов вокруг Нагорного Карабаха, которые она на данный момент контролирует полностью или частично. Азербайджан же снимает с Армении экономическую блокаду. Нагорному Карабаху предоставляется некий временный статус, гарантирующий его безопасность и самоуправление,— а вопрос о проведении референдума о его окончательном статусе и статусе двух оставшихся районов откладывается.
Этот сценарий также предусматривает ввод миротворцев в конфликтную зону и международную помощь в разминировании. Кроме того, в регион смогут вернуться внутренне перемещенные лица и беженцы. По словам собеседников «Коммерсанта», эти предложения по большей части базируются на "Мадридских принципах", предложенных Минской группой ОБСЕ еще в 2007 году (и позже обновленных).
Будучи в Баку Лавров также сказал, что предложения давно лежат на столе, есть разногласия по очередности тех или иных пунктов.
Как считают аналитики агентства Turan, камнем преткновения является вопрос о референдуме по статусу Карабаха. Баку никогда не согласится на выход этого региона из состава Азербайджана, поэтому говорить о «согласовании» в данном случае невозможно. Также
маловероятным является сценарий, что армяне согласятся на автономию в составе Азербайджана. Поэтому в нынешней ситуации можно прогнозировать дальнейшее обострение на фронте, что неминуемо скажется на внутриполитической ситуации в Армении и Азербайджана.
Учитывая возросшую мощь азербайджанской армии, можно прогнозировать дальнейшее освобождение оккупированных территорий. Этот процесс и потери в живой силе армянской стороны, неминуемо углубят нынешний кризис в Карабахе и Армении. Рост недовольства может вывести на политическую сцену радикальные силы в лице бывшего командующего карабахскими силами Самвела Бабаяна и его сторонников из числа военных. Обострение ситуации может завершится военным переворотом или добровольной отставкой нынешнего руководства карабахских сепаратистов. В этом случае процессы на фронте будут развиваться уже независимо от воли Еревана. Логическим продолжением этого станет переход кризиса из Карабаха в Армению и смена власти уже там.
Вполне возможно, что в такой ситуации станет актуальным возвращение в политику таких фигур, как Роберт Кочарян, Аркадий Гукасян и ряд бывших военных. Однако армянское общество может отказаться от соблазна вновь оказаться под руководством карабахцев и постарается найти нового лидера среди «своих».
Косвенным подтверждением реальности такого сценария служат протесты, прокатившиеся в Ереване в пятницу. Их отличительной стороной стала антироссийская риторика и требования об отставке военного и политического руководства в Ереване и Карабахе.-02В-
Написать отзыв