Açıq mənbələrdən foto
Я далек от мысли искать волшебную палочку и предложить с ее помощью решить все наши недуги. Но мне, почему-то кажется, что наши фундаментальные проблемы в конечном итоге сводятся к недостатку образования основной части населения и с ним надо что-то делать. Причем сейчас, не взирая на все другие приоритеты и ограничения.
Может это звучит резко, но смею предположить, что образование в его сегодняшнем виде тормозит наше развитие, вместо того, чтобы его поощрять.
Образование - тяжелая сфера. Не завидую тем, кто искренно пытается изменить существующий статус-кво и повернуть тренд в нужном направлении. Проблема заключается в том, что в образовательном процессе как в капле воды видны все черты общества (и хорошие и плохие), потому нельзя довольствоваться успехами некоей элитной образовательной части общества и считать задачу выполненной. Это все таки не шахматы, где избранные интеллектуалы могут прославить нацию, а скорее футбол, в который нужно начать играть в детских дворах. Общество наше мы хорошо знаем (или нам кажется, что мы знаем) и потому сложно менять многолетние черты поведения, порой препятствущие рациональному мышлению.
Сложно, однако не значит, невозможно. Всего несколько месяцев назад, невозможно было даже думать, что за считанные дни сможем вернуть в ходе боев почти пятую часть нашей территории, находящейся под оккупацией почти 30 лет. Кто сказал, что покоряющие такую вершину нация не способна на такие болезненные реформы?
Образование сегодня ключ к экономическому процветанию. И с этим уже никто не спорит. Образование- это и стабильно растущая добавленная стоимость и одновременно предсказуемость общества. Классическое предопределение образования как ключевого обшественного продукта основывается на двух китах. Инвестируя в образование государство почти бесспорно обеспечивает рост производительности труда, столь необходимый для стабильного экономического развития. Вторым, еще более важным дивидендом образования является наличие грамотного избирателя, способный принять ответственное решение, когда выбирает политиков. Мне могут возразить, а как же сегодняшние провалы в некоторых успешных демократических странах, как-раз в вопросе неудачного политического выбора? Коротко скажу, что это как раз исключение, которое подтверждает правило. А долго, это предмет отдельной статьи.
Итак, образование – это и успешная экономика и в среднем грамотное общество, избегающее эмоциональные и необдуманные поступки, чаще проявляющиейся на уличных многотысячных погромах.
Вернемся к нашим реалиям и попробуем разобраться, что мешает нашим новым технократам, реформировать образование, хотя бы как им хотелось. Ведь, это очевидно, бравируя отдельными, пусть очень успешными проектами, по-прежнему они же недовольны общим ходом образовательных процессов. Качество массового образования, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А без проникновения в эту святую святых, образование не станет тем драйвером, о котором мечтаем. Предвижу критиков, которые готовы опровергнуть меня, утверждая в один голос, что не все так плохо, есть успехи, нужно время и т.д.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), оценивающая функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, который проходит раз в три года и в тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет, в последнем индексе 2018 г. показывает что, Азербайджан среди 79 участвующих стран находится на 69-м месте. По математике, к примеру, набранные балы даже ниже, чем в 2009-м году. Успокаивает, то что в регионе позади нас только Грузия –на 71-м месте.
Конечно, один, пусть даже очень влиятельный индекс не может отразить реальную картину, между теоретическим знанием и его практическим применением существует огромная дистанция. Может быть и так, но почему- то в том же вышеупомянутом индексе на первых строчках Сингапур, Китай, Южная Корея и Эстония.
Образование, пусть и многогранный процесс, но тоже нуждается в определенной приоритизации и оформление неких рамок управления и государство здесь не должно отстраняться, оставив существующие проблемы один на один с соответствующим министерством. С другой стороны, железное правило хорошего управления, это четкое разделение роли и ответственности в разработке политики и ее реализации. Эту тонкую грань нужно как можно четче определить и следовать ей.
Чтобы представить себя как управляется сегодня любая средняя школа в стране достаточно взглянуть в любую из них и немного пообщаться с директором, учителями и школьниками (если, конечно, вам удастся). Вопрос кто управляет школой является риторическим, особенно в провинции. Порой неясно, кто главный- министерство образования, или местная исполнительная власть.
Управление образованием это прерогатива государства и нужно сделать так, чтобы операторы этого поприща почувствовали ответственность не только перед начальством, но и перед потенциальными бенефициарами.
Экономическое составляющее данного процесса упирается в наличие ресурсов. Проще говоря, сколько готово государство выделить из общего пирога для поддержания сегодняшнего состояния образования. Выясняется, что не густо. Удельный вес расходов на образования у нас в этом году чуть больше 11% от общего объема бюджетных средств, при среднемировом уровне 14,4 %.
Но даже эти относительно небольшие средства могли бы работать лучше, если бы они были нацелены на конечный результат, а не экстенсивное поддержание отрасли. Разработка качественных и количественных индикаторов, нацеленных на отслеживание изменений в образование могла бы быть существенным прорывом для перевода финансирования из экстенсивной на результативность.
В этой связи начатое недавно среднесрочное бюджетное планирование (MTEF) было очень хорошим подспорьем и когда среди 3 пилотных министерств в прошлом году было выбрано министерство образования, это было более чем логичным. Участие минобразования в этом проекте как раз давало возможность планировать бюджетные расходы на основе его стратегических планов и тем самым появился шанс положить конец практике расходования средств по инерции, как это было ранее. Впредь уже нужно обосновать необходимость запращиваемой у государства суммы, причем на несколько лет вперед. Но, к сожалению, и эта работа застопорилась. По крайней мере, в бюджетном пакете 2021 г. ожидаемый MTEF составляющее отсутствовал.
Мы уже смирились с мыслью, что вместо более привлекательной модели либеральной экономики, в стране выбрана модель госкапитализма и вряд ли в ближайщее время власть от нее отвернется. При определенных допушениях, может быть эта более верный путь, хотя готов поспорить и тут много вопросов. Но, если допустить, что госкапитализм наш тренд, то все же надо прояснить некоторые вопросы, которые имеют прямое отношение к экономическому составляющему и другим аспектам развития образования.
Приведу лишь некоторые из них: Где предел разумности поддержания крупных государственных компаний, которые в большинстве своем получают от госбюджета больше, чем их вклад? Как определить сравнительное преимущество приоритизации госинвестиций, хотя бы по трем направлениям; инфраструктура, секторальная поддержка (например, сельское хозяйство) и инновации? Как привнести в наш образовательный процесс элемент соревновательности (например, ваучеры), чтобы образовательные институты были мотивированы работать на результат? И, наконец, как вернуть в наши университеты академическую свободу и критическое мышление?
Буду рад, если думающая часть общества начнет побольше дискутировать на эту тему, а политики выслушают и альтернативные мнения, чтобы улучшить атмосферу обучения и обустройства самих себя.
Написать отзыв