Ночь президентских выборов в США 2024 года в конференц-центре округа Палм-Бич в Уэст-Палм-Бич, Флорида. By Parisa Hafezi
Иранцы по-разному отреагировали на победу Трампа - обеспокоенные, восторженные и настороженные
Reuters: ДУБАЙ (Reuters) - Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США вызвала неоднозначную реакцию среди простых иранцев: одни опасались возросшего риска войны и экономических трудностей, другие надеялись, что его жесткая позиция может привести к политическим переменам в Иране.
"Я так рада, что Трамп победил. Я надеюсь, что он продолжит оказывать максимальное давление на Исламскую Республику и что это приведет к краху этого режима", - сказала 42-летняя домохозяйка Зохре агентству Reuters по телефону из Тегерана.
Некоторые иранцы, такие как учитель на пенсии Хамидреза, опасаются дальнейшего экономического давления со стороны Трампа в Белом доме, если он продолжит ту же жесткую политику, которую он проводил во время своего первого президентского срока в 2017-2021 годах.
"Я разочарован победой Трампа. Это означает усиление экономического давления, риск войны с Израилем. Я глубоко обеспокоен", - сказал 66-летний Хамидреза из северного города Решт.
"Мне все равно, кто президент США. Меня больше всего беспокоит экономика Ирана. Если они снимут санкции с Ирана, это будет хорошо", - сказал 34-летний государственный служащий Надер, отец двоих детей, из южного города Ахваз.
“Все счастливы, и я в восторге. Трамп - серьезный лидер, который окажет давление на правителей-клерикалов. Это хорошо для иранского народа, который стремится к демократическому руководству", - сказал Парасту, 21-летний студент из Тегерана.
Как и Зохре, Хамидреза, Надер и Парасту отказались называть свои имена полностью из-за деликатности вопроса.
Публично иранские политические лидеры преуменьшили значение результатов выборов в США для политики Тегерана.
Однако главной заботой истеблишмента является то, что Трамп может наделить премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху полномочиями наносить удары по ядерным объектам Ирана, совершать ликвидации и проводить политику "максимального давления" посредством усиления санкций в отношении нефтяной промышленности страны.
Некоторые, однако, подозревают, что Трамп будет проявлять осторожность в отношении возможности войны.
"Трамп - бизнесмен. Он знает, что Иран силен и может превратить Ближний Восток в ад, если на него нападут. Он хочет положить конец войнам в регионе, а не разжигать их", - сказал Реза Мохаммади, член иранского добровольческого ополчения "Басидж" в центральном городе Исфахан.
"Мы должны заключить сделку"
В 2018 году тогдашняя администрация Трампа вышла из ядерного соглашения Ирана с шестью крупнейшими державами, заключенного в 2015 году, и вновь ввела жесткие санкции в отношении Ирана, что побудило Тегеран нарушить ядерные соглашения, такие как восстановление запасов обогащенного урана, его переработка до более высокой степени обогащения и установка современных центрифуг для ускорения производства.
Попытки возродить пакт провалились, но Трамп заявил в ходе своей предвыборной кампании в сентябре, что "мы должны заключить сделку, потому что последствия невозможны. Мы должны заключить сделку".
Именно санкции США, ЕС и ООН в связи с ядерной программой Тегерана вынудили Тегеран заключить ядерный пакт 2015 года, в соответствии с которым Иран согласился ограничить свою ядерную программу в обмен на отмену санкций.
Жесткая позиция Трампа может вынудить верховного лидера Ирана аятоллу Али Хаменеи, за которым остается последнее слово во внешней и ядерной политике страны, одобрить переговоры "прямые или косвенные" с Соединенными Штатами, сообщили Reuters два иранских чиновника на условиях анонимности.
После голосования Трамп заявил журналистам, что "я не хочу причинять ущерб Ирану, но у них не может быть ядерного оружия".
Иранские аналитики и инсайдеры не исключают возможности разрядки между Тегераном и Вашингтоном "без восстановления дипломатических отношений".
"Иран будет действовать, исходя из своих собственных интересов. Не исключено, что между Тегераном и Вашингтоном состоятся секретные переговоры. Если угрозы безопасности Исламской Республики будут устранены, возможно все", - сказал аналитик из Тегерана Саид Лайлаз.
Противостоя своему злейшему врагу Израилю, духовное руководство Ирана также обеспокоено возможностью полномасштабной войны в регионе, где Израиль вовлечен в конфликты с союзниками Тегерана в Газе и Ливане.
В своей предвыборной речи в октябре Трамп заявил о своем нежелании вступать в войну с Ираном, но сказал, что Израиль должен "сначала нанести удар по иранской ядерной программе, а обо всем остальном можно беспокоиться позже", в ответ на ракетный удар Ирана по Израилю 1 октября.
26 октября Израиль нанес ответные авиаудары по иранским военным объектам, особенно по объектам по производству ракет.
По прогнозам Edison Research, 78-летний Трамп вернул себе Белый дом в среду, набрав более 270 голосов Коллегии выборщиков, необходимых для победы на президентских выборах.
Написать отзыв