Последнее обновление

(3 часа назад)
3D-модель вулкана Олимп на Марсе, на вершине которой виден утренний иней (Adomas Valantinas)

AFP:   Ранним утром на вершинах массивных вулканов на Марсе был обнаружен иней. Это неожиданное открытие о распространении воды на Марсе, которое однажды может оказаться важным для исследований человеком, заявили ученые.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature Geoscience в понедельник, ранний утренний иней был замечен на снимках, сделанных орбитальным аппаратом Trace Gas Европейского космического агентства (ЕКА).

Огромные вулканы находятся на плато Тарсис, возвышенном регионе шириной почти 5000 километров (3100 миль) вблизи марсианского экватора.

Вулканы потухли миллионы лет назад. Среди них - крупнейший вулкан Солнечной системы Олимп, высота которого почти в три раза превышает высоту Эвереста.

Открытие произошло случайно - никто не ожидал встретить иней в этом регионе.

"Мы думали, что иней не может образоваться вокруг экватора Марса", - говорится в заявлении ведущего автора исследования Адомаса Валантинаса.

Обилие солнечного света и разреженная атмосфера означают, что температура там относительно теплая, "в отличие от того, что мы наблюдаем на Земле, где вы могли бы ожидать увидеть морозные вершины", - говорится в заявлении исследователя из Университета Брауна в Соединенных Штатах.

В атмосфере вблизи марсианского экватора также мало воды, что делает конденсацию менее вероятной.

"Другие космические зонды наблюдали заморозки, но в более влажных регионах, особенно на северных равнинах", - сообщил AFP соавтор исследования Фредерик Шмидт из французского университета Париж-Сакле.

Орбитальный аппарат Trace Gas, который находится на орбите Марса с 2018 года, смог сделать снимки, когда первые лучи Солнца пересекли вершины вулканов.

"Мы увидели там блестящий голубой налет, особую текстуру, которую мы видим только ранним утром и в холодное время года", - сказал Шмидт.

Слой льда толщиной всего с волос, и держится он недолго.

Но, по данным ЕКА, на вершинах вулканов Олимп, Арсия, Аскрей и Керауний Толус ежедневно скапливается около 150 000 тонн воды, что эквивалентно 60 олимпийским бассейнам.

Легкий морозный налет

Исследователи предположили, что мороз вызван микроклиматом, который формируется внутри кальдер огромных вулканов.

Когда ветер поднимается по склонам вулканов, он переносит "относительно влажный воздух с поверхности на большие высоты, где он конденсируется и оседает в виде инея", - пояснил соавтор исследования Николас Томас.

"Мы действительно видим, как это происходит на Земле и в других частях Марса", - сказал Томас, который работает над системой визуализации Trace Gas Orbiter.

Моделирование того, как образуются эти заморозки, "может позволить ученым раскрыть больше оставшихся секретов Марса, в том числе, где находится вода и как она перемещается между резервуарами", - заявили в ЕКА.

Это может оказаться решающим для запланированных миссий, в ходе которых люди смогут ступить на марсианскую почву.

"Мы могли бы извлекать воду из льда для потребления человеком или запускать ракеты с Марса, разделяя молекулы кислорода и водорода", - сказал Шмидт.

Составление карты местонахождения воды на Марсе, которая существует только в виде льда или пара, также может стать ключом к поиску признаков внеземной жизни.

Жидкая вода считается одним из важнейших ингредиентов для жизни на других планетах.

Написать отзыв