Король Чарльз (L) принимает президента Польши Анджея Дуду во время аудиенции в Букингемском дворце в Лондоне. Президент находится в дипломатическом турне, чтобы усилить поддержку Украины
telegraph.co.uk: Кажется, не так давно Польшу считали проблемным ребенком ЕС, “грязным остатком”, конституционный суд которого постановил, что фундаментальные части законодательства ЕС не превосходят ее национальную конституцию. Насколько по–другому обстоят дела сейчас, когда Польша берет на себя роль бастиона западной обороны - ключевой страны на переднем крае борьбы с путинской Россией. Варшава неизменно была на переднем крае поддержки Киева: дипломатической, военной, но также и моральной, поскольку она справляется с наибольшим количеством украинских беженцев.
Анджей Дуда, президент Польши, в настоящее время проводит то, что он называет “дипломатическим наступлением”, проводя переговоры с лидерами НАТО об усилении поддержки Украины в преддверии визита президента Байдена в Польшу на следующей неделе, посвященного первой годовщине вторжения России. Переговоры Дуды в Лондоне в четверг и пятницу с Риши Сунаком и королем будут посвящены проповеди обращенным. Но эта поездка также была упущенной возможностью: нам следовало подчеркнуть необходимость новых особых отношений между Лондоном и Варшавой. Новая ось в европейской дипломатии и обороне.
На Мюнхенской конференции по безопасности, которая состоится в эти выходные, переговоры с канцлером Германии Шольцем и президентом Франции Макроном пройдут менее гладко. Варшава открыто критиковала обоих лидеров за готовность разговаривать с Путиным (что, по словам Дуды, все равно что разговаривать с Адольфом Гитлером) и за их общее нежелание оказывать сильную конкретную поддержку Украине. Недавнее заявление Дуды о том, что он готов отправить танки Leopard 2 немецкого производства на Украину, независимо от того, согласится Берлин или нет, было лишь последним ухудшением их отношений.
Что еще более важно, это показало, что Польша не нуждается в двух главных державах ЕС. Нет, она хочет стать самостоятельной державой. И она имеет полное право добиваться этого. Варшава может обоснованно утверждать, что выступила катализатором единства западной части НАТО после агрессии России. Альянс далек от того, чтобы страдать от “смерти мозга”, как президент Макрон охарактеризовал НАТО всего три года назад, альянс жив и очень активно развивается, а традиционно нейтральные Швеция и Финляндия выстраиваются в очередь, чтобы присоединиться.
И Польша вскоре сама по себе станет незаменимой европейской военной державой. Страна стремится создать самую большую сухопутную армию в Европе: 300 000 военнослужащих по сравнению с ее нынешними 114 000. Польские вооруженные силы модернизируются быстрыми темпами. Оборонный бюджет должен составить 4 процента ВВП с нынешних 2,4 процента. Польша располагает примерно в три раза большим количеством основных боевых танков, чем Великобритания (с 647 до 227), и имеет на заказ сотни новых американских танков Abrams и 1000 танков K2 из Южной Кореи.
Естественно, тогда визит Байдена станет первым визитом президента США дважды в течение одного года. Помимо демонстрации высокого значения, которое сейчас придается американо-польским отношениям, состоится также саммит так называемой Бухарестской девятки, восточного фланга НАТО.
Байден может ожидать, что на него будут оказывать давление с целью оказания поддержки с воздуха для противодействия ожидаемому российскому воздушному нападению этой весной. Хотя президент США, вероятно, сохранит некоторую двусмысленность в отношении каких-либо конкретных обязательств, он почти наверняка одобрит высокие амбиции Польши стать ведущим игроком НАТО и похвалит приверженность страны существенному увеличению расходов на оборону.
Вашингтон десятилетиями жаловался на неспособность европейских правительств выполнить согласованное с НАТО обязательство тратить 2 процента ВВП на оборону. Польша, стремящаяся подняться до 4%, превратится из проблемного ребенка ЕС в лидера европейского класса НАТО.
Сэр Айвор Робертс - бывший посол Великобритании в Югославии, Ирландии и Италии, а также бывший президент Оксфордского Тринити-колледжа
Написать отзыв