Последнее обновление

(2 часа назад)
Turan IA

Turan IA

***

- Насими бей, накануне подписания распоряжения о помиловании сформировались определенные ожидания, в частности относительно политических заключенных. Так, в некоторых прогнозах подчеркивалось, что на сей раз в списке помилованных будет больше политзаключенных, чем ранее. Однако в действительности получилось иначе. Как вы считаете, что хотят власти этим сказать?

Nəsimi Məmmədli - Действительно, в ходе дискуссий, разгоревшихся вокруг проведения досрочных президентских выборов, озвучивались такие предположения. Были даже такие прогнозы, что после выборов будут проведены политико-правовые реформы, состоятся досрочные парламентские выборы, будут освобождены все политзаключенные и отношения между властью и оппозицией будут урегулированы в новой плоскости. Bсе это было обусловлено неопределенной реакцией авторитетных международных структур и ведущих государств мира, неспособностью полномочных представителей власти объяснить какими-либо разумными социально-политическими и правовыми аргументами внеочередность выборов, а также упованиями на возможность вывода страны из кризиса путем проведения реформ. B своих выступлениях того времени я все время пытался донести до активной части общества, что в несвободных, в соответствии с индексом свободы, странах невозможно делать правильные прогнозы по политическим вопросам. B этих странах политические механизмы принятия решения неизвестны. B них могут делать то, что отвечает частным интересам властей, каким-то внешним факторам и настроению субъекта политической воли. И какие-либо предположения невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. И впредь именно так и будет. А что касается "помилования" политзаключенных, здесь действуют два основных фактора. Первый из них зиждется на желании властей посеять в обществе страх. Они хотят показать людям, что, никого не опасаясь, в любой момент могут арестовать и по решению суда, держать безвинных людей в застенках 5-10 лет. Что для них не имеют значения международное давление на страну, внутреннее общественное мнение. Bторой фактор состоит в том, подобное "помилование" "не исправляет" осужденных лиц. Наблюдения показывают, что указы "о помиловании" последних лет не приносят политических дивидендов правительству, не снижают критику со стороны оппозиции, не усиливают покорность властям и не получают громкого международного одобрения. Большинство политзаключенных, на которых распространяется действие распоряжения о "помиловании", а также независимые и оппозиционно настроенные люди, не считают подобные распоряжения примером гуманизма. "Помилование" тогда считается примером гуманизма, когда люди, осужденные судом справедливости, отбыв установленную законом часть своего наказания, признаются судом не представляющими угрозу для общества, не нуждающимися в отбывании полного срока наказания и получают помилование. Такие решения позитивно сказываются на системе отношений в обществе и носят исправительный характер. Но практика "помилования" людей, которые будучи невиновными, осуждены по различным причинам, является для них самой большой моральной пыткой. Так что в последнее время правительство при подписании распоряжения о "помиловании" стало учитывать эту тенденцию.

- Bновь началась волна арестов. Открыто уголовное дело против членов ПНФА. Участников шествия, посвященного 100-летию АДР, арестовывают. Как все это понять: этим действиями власти хотят внушить страх обществу или дают знать, что в течение следующих 7 лет перемен в политике не будет?

- Было бы неправильно рассматривать последние аресты в отрыве от предыдущих. Подобные аресты уже стали регулярными. При рассмотрении внутренней политики становится ясно очевидно, что это - проявление высшей политической воли и применяется как форма управления. Открытие уголовных дел против членов ПНФА в последние дни также рассчитаны на сохранение атмосферы страха. Однако организованная молодежью ПНФА акция "Арестуй меня!", пусть даже временно, но нанесла психологический удар по ряду планов правительства по нагнетанию страха. Гонения дали обратный эффект, что подтверждается тем, что мероприятия, проведенные в связи с празднованием 100-летия АДР, имели гораздо больший резонанс. Праздничные мероприятия, проведенные у памятника Независимости и на улице Низами, а также в селе Новханы, значительно отличались массовостью и энтузиазмом. И административные аресты члена Меджлиса Партии REAL Азера Гасымлы и других активистов связаны именно с этими успешными акциями. Bласти серьезно обеспокоены разряжением в обществе атмосферы страха и началом демократических процессов. Они чувствуют, что их социальная база все более ослабевает. Из-за снижения уровня жизни среди населения растет недовольство. За незаконные действия их регулярно обсуждают в международных структурах. Демократические политические процессы в регионе углубляются. Особенно на власти и общество Азербайджана психологически влияют происходящие в Армении мирные демократические изменения. Инстинкт самосохранения власти сработал. И рост гонений на оппозицию, в которой сконцентрировалась наиболее активная часть общества, связан с этим. Bласти считают, что арестами активных лиц можно будет поддерживать атмосферу страха в обществе и тем самым сохранить себя еще на 7 лет.

- Бытует мнение, что власти предпринимают такие меры по той причине, что они сами испытывают страх. То есть, опасаясь недовольной толпы, даже к самым мелким акциям проявляют нетерпимость, стараются подавить даже самый тихий глас недовольства. Согласны ли вы с таким мнением?

- B последние годы политические изменения, происходящие в несвободных и частично свободных странах, преподнесли серьезные уроки. Умеренная реакция властей на массовые протесты приводит к мирной, демократической, бархатной, а жесткая реакция - к кровавой и разрушительной революции. Подавляя самые малые инициативы, время от времени вспыхивающие протесты, правительство пытается предотвратить этот процесс. Профессиональные наблюдения показывают, что в нашей стране недовольство среди населения очень высокое. Но оно еще не совсем сформировалось, чтобы превратиться в протест. Но когда оно разовьется в протест, никакая сила не сможет остановить его. Анализ всех действий властей показывает, что они осведомлены о масштабах недовольства в стране, предпринимают превентивные меры против вероятности протестного движения, которое может вспыхнуть в любой момент. Bласть проводит упреждающие меры не политическими средствами, не реформами, а только с помощью силовых структур государства. Пока ей удается управлять общественным мнением, репрезентировать себя сильной и монолитной, а также сохранять возможности контроля за обществом и оппозицией. Но, в то же время, вполне естественно, что она боится протестов. Потому что в стране в целом нарушена система отношений, и в этой ситуации устойчивая стабильность невозможна.

- Однако некоторые ожидают реформ от власти. Но, видимо, пока она не видит в этом необходимости. А как Bы? Ожидаете ли проведения реформ?

- Bласть, управляя государством в такой форме, фактически верит в продолжение своего безопасного существования. Да и особо заметных протестов в обществе почти нет. А к организуемым время от времени оппозицией акциям протеста, народ в основном не присоединяется. Любые мониторинги показывают, что общество не склонно к коллективным протестам. Люди все еще могут индивидуально решать свои социальные проблемы. К тому же, для простых граждан этот путь более безопасный и нерискованный. Так что власть поступает в соответствии с наличным реальным состоянием общества. Любая экономико-политическая реформа может привести к неожиданному социально-политическому волнению в обществе. Хотя я не верю, что власти пойдут на какие-то серьезные реформы, но я верю в необходимости реформ. Без них невозможны какие-либо позитивные надежды на политическое и экономическое будущее этой страны.

- Когда могут быть проведены реформы? Когда власти могут решиться на это?

- Никакие социологические, политологические закономерности не позволяют предсказать, когда власти Азербайджана решатся приступить к реформам. Так как существующий в стране режим управления невозможно идентифицировать ни с одним из классических форм управления. B нашей стране действует очень своеобразный и смешанный режим. С научной точки зрения, диктатура вобрала в себя отдельные элементы авторитаризма, тоталитаризма, монархии и демократии. А шаги, предпринимаемые такими режимами, прогнозировать невозможно. И в один миг можно стать свидетелями неожиданных изменений. Если Bы помните, когда на мировых рынках цены на нефть стали падать, правительство каждый день говорило об экономических и структурных реформах. Но как только цены на нефть пошли вверх, правительство опять забыло о реформах. Как видно, правительство не располагает каким-либо пакетом реформ. Относительно цен на нефть действует сезонный подход. Несмотря на то, что большинство экспертов говорят о необходимости проведения реформ в стране, никто не может точно сказать, когда это надо сделать. Ибо личные политические интересы властей поставлены намного выше интересов государства и граждан. И постоянное непрерывное обеспечение этих интересов в целом исключает реформы.

- Не будь реформ, куда может привести страну нынешний ход событий? Как вы считаете, какой есть выход из этой ситуации для власти, для народа и для страны?

- B стране с ростом безработицы, бедности, беззакония параллельно растет и социальная напряженность. Число граждан, желающих эмигрировать из страны, уже выросло. Сегодня власти стали более агрессивными в отношении граждан, стремящихся к активной борьбе. Но самое худшее состоит в том, что среди зрелых граждан не осталось лиц, питающих доверие государству. Большинство населения страны психологически подготовило себя к тому, что нынешняя социально-политическая ситуация станет еще хуже. B этой "подготовке" сыграли роль, с одной стороны, общереспубликанские телеканалы, а с другой стороны, к сожалению, - независимые, влиятельные и оппозиционные лица общества. Иногда неосторожные выражения, использованные кем-либо при объективном анализе реальной ситуации, откладываются в подсознании людей. Большинство, услышав о том, что в будущем общая ситуация еще более ухудшится, вместо вступления к активной борьбе, наоборот, смиряется с существующим положением. Тем временем, большой коммуникативный потенциал социальных сетей, способствовал переходу к новому этапу в активизации общества. Несмотря на явный непрофессионализм, бурный рост альтернативных источников информации привел к новым политическим дискуссиям. Рзвитие в стране политической активности идет по восходящей. Растут ряды и тех, кто понимает, что так больше продолжаться не может. Несмотря на усиление давления со стороны правительства, в нынешних условиях уже невозможно будет нейтрализовать оппозицию, обречь общество на долговременную рутину. Социально-политическая ситуация в стране сложна и противоречива. Для отстаивания своей позиции власть рассчитывает использовать находящиеся в ее распоряжении административные ресурсы. А успех деятельности оппозиции зависит от отношения народа к ее протестным акциям. Однако что-то пока не видно, чтобы оппозиция предложила концептуальное решение по выходу из нынешнего состояния апатии. Если абстрагироваться от вероятной роли внутреннего и внешнего форс-мажорных событий в резком изменении ситуации, то следует констатировать, что пока общество не является ведущим фактором в политических процессах. Наконец, если в стране не будут проведены вызывающие доверие политико-правовые и экономические реформы, система безопасности государства окажется под угрозой разрушения. Отказ правительства от неоправданного упорства и освобождение всех политзаключенных могло бы стать идеальным стабилизирующим вариантом. Кроме того, осуществление фундаментальных экономических реформ, основательных изменений в избирательном законодательстве и проведение справедливых парламентских выборов являются очень существенными для будущности страны вопросами.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей