Последнее обновление

(11 часов назад)
Армения хочет выиграть время и вовлечь в процесс международные силы

В ходе боевых действий, произошедших, в результате провокаций Армении, 16 ноября на государственной границе, погибли 7 военнослужащих Азербайджанской Армии. Еще 10 человек ранено. Боевые действия на азербайджано - армянской границе были приостановлены вечером  16 ноября при посредничестве российской стороны.

Что на этот раз послужило причиной напряженности на границе между двумя странами? Если война окончена, почему снова возникает напряженность, стороны несут  потери? 

На вопросы ASTNA касающиеся этой темы ответил конфликтолог Аваз Гасанов.

* * *

Вопрос: Аваз бей, что происходило на азербайджано-армянской границе в последние дни? Какие причины стояли за этим напряжением?

Ответ: Основная причина, происходящего заключается в том, что необходимо предпринять шаги, которые приведут к логическому завершению войны 2020 года. Если обе стороны считают, что война окончена, то армянская сторона должна способствовать процессу признания границ и быть заинтересованной в подписании мирного договора с Азербайджаном. Если же армянская сторона считает, что война еще не окончена и планирует вновь идти на разрушения, то напряженность на границе будет продолжаться, а с течением  времени и по мере обретения  Арменией военной мощи, она (напряженность – прим. Ред.) может стать еще сильней.

Вопрос: Недавние серьезные инциденты на границе показали, что боевые действия могут возобновиться в любой момент. Кто хочет этого? 

Ответ: Единственный интерес здесь заключается в том, что азербайджанская сторона, веря, что после войны будет достигнут мир, хочет как можно скорее провести демаркацию и делимитацию границ.

Естественно, что Армения, будучи не заинтересованной в ускорении этого процесса, пытается его затянуть.  Военные же, в соответствии с возложенными на них обязанностями, хотят укрепить и защитить свои позиции вдоль линии границы. 

До сих пор азербайджанская сторона не сталкивалась с серьезными препятствиями в определении пограничных пунктов. Во всяком случае, армяне воздерживались от применения тяжелого вооружения.  Теперь же растущие протесты оппозиции в Армении, обвинения Пашиняна в предательстве и требования его отставки, призывы к сведению с ним счетов заставили премьер-министра предпринять жесткие меры, чтобы успокоить свое общество.

Вопрос: Несколько дней назад, сославшись на провокации на границе, Пашинян отправил в отставку министра обороны. Однако через день провокации усиливаются, напряженность нарастает, происходят потери. Возможно ли, что кто-то в Армении не считается с волей премьер-министра? Или же Пашинян ведет двойную игру?

Ответ: Отвечая на предыдущий вопрос, я уже коснулся этой темы. Пашинян прекрасно понимает, что у его страны нет выбора как в вопросе демаркации и делимитации, так и в вопросе подписания мирного договора. Он знает, что рано или поздно ему придется это сделать. Но он хочет выиграть как можно больше времени и вовлечь в этот процесс как можно больше международных сил.  Он надеется на поддержку государств. Очевидно, что практически все силы выступают за подписание мирного соглашения.  Это наглядно демонстрирует партии Пашиняна безвыходность ситуации и дает возможность убедить свой народ в том, что даже государства, которые поддерживают Армению, советуют нам быть готовыми к миру. Несмотря на множество угроз в адрес Пашиняна, его партия имеет в парламенте  большинство.  Вряд малолюдные митинги заставят его в скором времени сдаться.

Вопрос: Сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с заявлением по ситуации. В общем, в последнее время ощущается ее желание активизироваться. Возможно ли, что  напряженность провоцируется намеренно для обеспечения участия Минской группы ОБСЕ в этом процессе?

Ответ: Обвинения и реакция сторон в связи с последним инцидентом доказали, что эти силы призывают к переговорам, снижению напряженности. Минская группа ОБСЕ и Европейский Союз выразили свою позицию.  Однако выступить основным посредником или оказать давление на стороны, чтобы остановить инцидент, смогла Россия.

Это значит, что в предстоящие годы силой и влиянием для регулирования каких-либо проблем, возникающих между сторонами, будет обладать Россия.  Минская группа играет здесь роль «посреднической площадки». Однако возможностью экстренного вызова сторон  по-прежнему обладает российская сторона.

Вопрос: Интересно, что с заявлениями в связи с этими процессами выступают только Министерство обороны и МИД. Глава государства и другие официальные лица это никак не комментировали, с заявлениями не выступили. Как Вы думаете, почему? 

Ответ: После 44-дневной войны ситуация действительно достигла критической точки. Азербайджанская сторона хочет завершить демаркацию границ, чтобы сломить упрямство Армении. В этой ситуации Армения либо должна принять срочное решение, либо мобилизовать силы для защиты своих границ. Если Армения  этого не сделает, то Азербайджан,  по возможности,  загонит Армению в угол. Россия пока еще играет роль посредника в этом вопросе, и заявление президента России Владимира Путина, что «карты для определения границ имеются  в Управлении Генерального штаба России», указывает на то, что прямое вмешательство в этот вопрос не стоит в повестке дня. Армения официально не обращалась к ОДКБ, хотя могла сделать в первые часы напряженности. Теперь, хотя напряжение уже спало, и стороны будут соблюдать спокойствие, обращаться к нему будет бессмысленно. Потому-то, реакция на этот инцидент ограничилась уровнем Министерств обороны и иностранных дел. К тому же, какая-либо реакции президента Азербайджана не только  расценивалась бы как вмешательство противоположной стороны, но и дало бы больше оснований для официального обращения в ОДКБ. С тактически точки зрения это была верная позиция.

Понятно, что сейчас мяч находится на поле Армении. Несмотря на проигранную войну, Армения находится перед трудным выбором, который определит ее будущее.

Делать же выбор на фоне внутренней напряженности, внешнего давления и растущей напряженности на границе, не так-то просто. Для установления более стабильных отношений необходимы переговоры и одновременно нормализация отношений.

Вопрос: На этот раз процессы происходят не в Карабахе, а на границе Азербайджана и Армении. Даже если напряжение временно прекратится, нет никакой гарантии, что это не повторится снова. Как далеко  может зайти  это напряжение? Может ли Азербайджан начать локальную антитеррористическую или вновь широкомасштабную военную операции против Армении?

Ответ: Конфликт на границе с Арменией не имеет ничего общего с антитеррористической операцией.  Это приведет только к столкновению позиций для достижения мира за счет усиления двусторонней напряженности.  Возможна ли широкомасштабная операция против Армении? Какая в этом необходимость? Почему мы должны усложнять свое положение? В результате войны азербайджанская сторона добилась больше, чем могла рассчитывать. Если все пойдет как надо, то логическим завершением всех процессов будет достижение мира. Поэтому, необходимо добиться того, чтобы поспешные решения и необдуманные шаги не нанесли вреда. 

Ясно одно - Россия и Турция, заняв позицию по урегулированию карабахской проблемы, движутся к реализации своих целей в регионе. Их цель - не допустить роста напряженности в нынешней ситуации и не дать другим силам использовать эту напряженность для восстановления влияния в регионе.

Камран Махмудов

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей