Protest action of relatives of innocent soldiers killed under torture. turan.az
Без привлечения к следствию высокопоставленных чиновников «Тертерское преступление» не раскрыть
* * *
Вопрос: Арастун бей, в связи с расследованием «Тертерского дела» происходят какие-то действия. По некоторым процессам отменены первоначальные решения. Начались новые аресты. К каким выводам можно прийти в связи с ходом следствия по этому делу?
Ответ: Следствие имеет видимую и невидимую стороны. Отмеченная Вами положительная динамика, относится к видимой стороне. Здесь мы наблюдаем выполнение части необходимых работ, но этим дело не ограничивается, поскольку также имеются признаки невидимой стороны следствия. Создается впечатление, что чиновники прокуратуры, в особенности Военной прокуратуры и Министерства обороны, которые активно участвовали в организации и совершении преступления, пытаются переложить ответственность друг на друга. Это не может не отразиться на следствии. Однако хочется надеяться, что отступить от основной линии не удастся, поскольку безнаказанность лиц, совершивших «Тертерское преступление» может окончательно подорвать доверие к государственным институтам, послужить дополнительной напряженности в стране, в обществе. А это в азербайджанских реалиях серьезный политический вопрос и тут, никому не может быть прощения.
Вопрос: Можно ли надеяться, что отныне этот процесс будет проходить прозрачно и объективно?
Ответ: Для такого утверждения нет оснований. Прозрачным может быть процесс, который находится под общественным контролем и общество регулярно информируя о его ходе. Пока этого нет. А то, что они делают, это всего лишь имитация прозрачности. Назвать этот процесс прозрачным было бы неправильно. Что же касается объективности следствия, то даже при желании обеспечить ее непросто. Основными причинами этого являются правовые условия в стране, общественно-политические реалии и ряд других факторов. Одним из этих факторов, и, пожалуй, самым главным, является то, что большинство лиц, совершивших преступление, по-прежнему находятся на высоких государственных постах. Поэтому говорить об объективном расследовании не приходится.
Вопрос: Много ли людей окажется под арестом если следствие будет прозрачным и объективным? Могут ли быть привлечены к следствию и высокопоставленные чиновники, чьи имена были упомянутые в этом процессе?
Ответ: Если расследование будет следовать букве закона, то число лиц, подлежащих наказанию, по самым скромным подсчетам, может достичь 250-350. К сожалению, банда, совершившая «Тертерскую бойню», приложив немало усилий, смогла вовлечь в совершение своих грязных дел как можно больше людей и превратить их в соучастников преступления. Причина этого - отсутствие верховенства закона в стране и слабость правового мышления в целом. Среди рядовых исполнителей этого преступления были люди не желавшие применять пытки, но, считая это приказом, совершали эти жестокие деяния. Хотя азербайджанское законодательство гласит, что никто не может быть принужден к исполнению преступного приказа. Все знают и понимают, что пытки-это преступление, независимо от мотива и причины. Что касается привлечения к следствию высокопоставленных чиновников, упомянутых в процессе, то я думаю, что если этого не произойдет, то «Тертерское преступление» останется нераскрытым. Именно они являются главными организаторами преступления. Так что это обязательно должно произойти. В конце концов, это необходимо с точки зрения обеспечения в стране верховенства закона.
Вопрос: В последние дни в СМИ появляются сообщения об ошибках совершенных Наджмеддином Садыговым. Неужели идет подготовка к аресту Наджмеддина Садыгова?
Ответ: Наджмеддин Садыгов является одним из 2 главных фигурантов, сыгравших ведущую роль в подготовке и осуществлении «Тертерской бойни». Второй фигурант - военный прокурор Ханлар Велиев. Справедливость может быть обеспечена только в том случае, если их, и ряд других должностных лиц постигнет заслуженное наказание. В противном случае преступление будет считаться нераскрытым, и связанные с ним дискуссии продолжат сотрясать повестку дня. Что касается частого упоминания в последние дни Садыгова в СМИ, то должен сказать, что это позитивный факт, свидетельствующийт о том, что все больше людей в обществе осведомлены о преступных деяниях бывшего начальника Генштаба. Идет ли подготовка к аресту Садыгова или нет, сказать не могу, но одно знаю точно - он непременно должен быть арестован. И не только потому, что он один из главных организаторов «Тертерской бойни», но и потому, что банда Садыгова и сегодня продолжает верховодить в Министерстве обороны, которое является оплотом страны. Этому же обязательно должен быть положен конец, иначе мы будем обречены на всевозможные сюрпризы со стороны банды, являющейся источником угроз для азербайджанского государства.
Вопрос: Что следует предпринять для объективного и прозрачного расследования «Тертерского преступления» и наказания всех виновных, независимо от личности?
Ответ: В первую очередь те, кто руководит расследованием, должны иметь для этого волю. Хотя я критически отношусь к ходу расследования, но я вовсе не намерен ставить под сомнение проделанную до сих пор работу. Наоборот, как гражданин и общественно-политический деятель я обязан поддерживать следствие, при условии, что оно действительно ведется объективно и всесторонне. Я также должен с сожалением отметить, что недостаточно просто желания и усилий следственной группы и даже Генеральной прокуратуры, чтобы все виновные, независимо от их личности, понесли заслуженное наказание. Для этого должны быть приняты политические решения, иначе наказать участников преступления, которые продолжают занимать высокие государственные посты, может оказаться невозможным. Это также одно из последствий отсутствия правового государства. В правовом государстве, где обеспечивается верховенство закона, нет необходимости в политических решениях, правоохранительные органы выполняют свой служебный долг, не обращая внимания на политическую конъюнктуру. У нас это не так. На мой взгляд, одним из первых шагов, которые необходимо предпринять – это освобождение военнослужащих, осужденных на длительные сроки заключения по навету. Как и посредством какого механизма это будет осуществляться, должны решить правоохранительные органы. Здравый смысл подсказывает, что если по одному происшествию спустя 4-5 лет назначается повторное расследование, то в свое время его оно было проведено неправильно.
Написать отзыв