Последнее обновление

(18 минут назад)
İyunun 15-də Şuşada Azərbaycan və Türkiyə prezidentləri iki ölkə arasında müttəfiqlik münasibətləri haqqında Şuşa Bəyannaməsini imzalayıblar.

İyunun 15-də Şuşada Azərbaycan və Türkiyə prezidentləri iki ölkə arasında müttəfiqlik münasibətləri haqqında Şuşa Bəyannaməsini imzalayıblar.

 

***

- Эльман Бей, в чем суть Шушинской декларации, подписанной президентами Азербайджана и Турции? Что даст эта декларация Азербайджану, Турции и региону?

Elman Fəttah- Цель Шушинской декларации заключается в создании правовой базы существующим углубленным турецко-азербайджанским отношениям в военной, политической, экономической и культурной сферах. До сих пор между Турцией и Азербайджаном было подписано много документов, носящих декларативный характер. Однако в практическом плане эти отношения не соответствовали тому уровню, который был указан в документах. За последний год эти отношения стремительно углублялись и вышли за рамки договоренностей, подписанных ранее. Шушинская декларация в очередной раз подчеркнув вопросы существующих двусторонних соглашений, оформила отношения уровень которых превысил уровень отношений нашедший отражение в прежних документах.

Обобщая можно сказать, что декларация поспособствует усилению гарантий суверенитета Азербайджана, укреплению Турции на Кавказе, развитию отношений между кавказскими республиками, а также отношениям трех кавказских республик с Турцией, Россией и Ираном.

- Некоторые рассматривают это заявление как продолжение Карского договора. Что предусматривал Карский договор? Каковы сходства и различия между ним и декларацией?

- В Шушинской декларации Карский договор упомянут не случайно. Кстати, в Соглашении о стратегическом партнерстве, подписанном между Турцией и Азербайджаном в 2010 году, также упоминается Карское соглашение. Карское соглашение по сути является продолжением Московского договора, подписанного ранее между Турцией и большевистской Россией. Этот договор, подписанный весной 1921 года, является первым межгосударственным документом, подписанным Турцией после распада Османской империи и определяет восточные границы страны.

Россия покидает восточные территории Турции считает за исключением Батуми. В то же время Турция (Bеликое Национальное Собрание Турции - парламент) соглашается на передачу Батуми Грузии, признав в качестве автономного региона. Московский договор предписывал уточнение границ Турции с Кавказом, уточнения интересов Турции в отношении проживающих там народов (тюркского происхождения), а также подписание Капрского договора с целью определения военно-политических отношений между только что советизированными Азербайджаном, Грузией, Арменией и Турцией.

По условиям договора Нахчывану был предоставлен статус автономии в составе Азербайджана, предусматривалась защита прав этнических групп, проживающих на территориях подписавших его государств (тюрок, грузин, армян) и решение прочих вопросов.

Не вдаваясь в широкие обсуждения важности Карского соглашения, можно упомянуть только два момента. Во-первых, это было первое соглашение, подписанное между Турцией и Азербайджаном. Во-вторых, благодаря Московскому и Карскому договорам, Турция смогла перебросить свои войска с восточного фронта на западный и победить в Войне за независимость.

Главной причиной упоминания Карского договора в важных документах, подписанных сегодня между Турцией и Азербайджаном является отказ Армении признать это соглашение после распада СССР. Армения продолжает претендовать на земли в восточных провинциях Турции в соответствии с «Севрским» соглашением, подписанным Османом (Османской империей – прим. Ред.) и утратившим силу в результате Войны за независимость, и не признает Карское соглашение.

Вторая причина связана с обязательствами принятыми в Договоре в отношении этнических групп. Согласно Договору страны, подписавшие документ, должны были признать права этнических групп, проживающих на их территории. С территории Армении все тюрки были изгнаны или убиты. Заявляя о своей приверженности соглашению, Азербайджан же декларируя верность своим обязательствам в договоре, демонстрирует, что он не будет проводить никакой дискриминационной политики в отношении этнических армян в нагорно-карабахском регионе, которые все еще находятся вне его контроля.

Единственное сходство между Шушинской декларацией и Карским договором заключается в том, что он был подписан между Азербайджаном и Турцией.  А по сути, Карский договор регулирует пограничные вопросы Турции с Россией и тремя странами Кавказа, цель же Шушинской декларации является демонстрация глубокого союзничества Турции и Азербайджана. В связи с этим Шушинская декларация является немного более детальным повторением соглашения о стратегическом сотрудничестве, подписанного в 2010 году.

-Между Азербайджаном и Турцией подписано множество документов о стратегическом партнерстве. Документы о стратегическом сотрудничестве с Турцией были подписаны и в период президентства Аяза Муталлибова, и Абульфаза Эльчибея, и Гейдара Алиева и Ильхама Алиева. Самым важным среди них является соглашение о Стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азербайджаном и Турцией, принятое парламентом Азербайджана 21 декабря 2010 года. Документ предусматривает углубление сотрудничества между двумя странами в важных сферах. Соглашение состоит из 23 статей и 5 разделов: военно-политические вопросы и вопросы безопасности; Вопросы военного и военно-технического сотрудничества; Вопросы экономического сотрудничества; Гуманитарные вопросы; и общие и заключительные положения.

Согласно соглашению, Баку и Анкара намерены оказывать друг другу помощь в случае вооруженного нападения или агрессии в отношении одной из них. Стороны также будут сотрудничать в противодействии угрозам и вызовам национальной безопасности. Считаете ли вы, что подписание новой декларации при наличии таких документов можно рассматривать как послание реваншистским силам?

-Не думаю, что декларация является ответом на какой-либо реваншизм. Как я упоминал ранее,  декларация является письменным оформлением более продвинутых отношений, чем это предусмотрено в документах, а также, в очередной раз акцентирует на них внимание.

С другой стороны, если президент Турции, сыгравший исключительную роль в освобождении Шуши и в успехе 44-дневной войны в целом, посещает Шушу, то нужно подписать для протокола хоть какой-то документ. Таковым и является декларация, юридически оформившая прежние, настоящие и будущие отношения.

Что касается месседжа, то каждый шаг предпринятый Ильхамом Алиевым в контексте Шуши является местью Пашиняну. На этот раз месседжем Армении явилось не только  подписание декларацией, но и его танец на «Джыдыр дюзю» («Поле для скачек»).

- Почему этот документ был подписан именно 15 июня? В символизм или значимость этой даты? Ведь и до этой даты происходили международные процессы. Может ли выбор даты подписания этого документа 15 июня связан с ними?

- О посещении Эрдоганом Шуши было известно за месяцы вперед, известна была и дата  подписания там документа. Ничего общего между декларацией и с саммитом НАТО, который Эрдоган посетил перед Шушой, нет. То, что она была подписана именно 15 июня не случайно. 15 июня – годовщина реванша авторитаризма в Азербайджане в лице Гейдара Алиева. То, что сын его - Ильхам Алиев назначит визит Эрдогана в Шушу в этот день можно было прогнозировать заранее. В общем, в последний год международная авторитарная коалиция на Кавказе переживает подъем. В этом смысле, 15 июня для Ильхама Алиева более священная дата, чем любая другая.

- Имеет ли Шушинская декларация международно-правовую и политическую силу?

- Согласно конвенциям 1969 и 1986 годов государства вправе заключать двусторонние или многосторонние договоры. Межгосударственная декларация, подписанная Турцией и Азербайджаном в Шуше, также является международным договором. Что же касается ее юридической силы, то согласно международному праву любой договор, подписанный государством, имеет презумпцию действительности. Чтобы утверждать обратное, необходимо доказать, что он противоречит нормам международного права. В этом смысле  международно-правовая сила документа не подлежит сомнению. Если же мы говорить о его классификации, то по своей структуре - это международный договор, с точки зрения участия – двусторонний, а по содержанию -  политический. То есть, рассматривая вопросы, не предусмотренные Шушинской декларацией, мы можем предположить, что в будущем между Турцией и Азербайджаном будут подписаны двусторонние или многосторонние (Армения, Россия) соглашения по специальным вопросам, связанным с регулированием Зангезурского коридора.

- Эльман бей, как вы знаете, Турция-страна НАТО. Азербайджан не является членом НАТО. В таком случае, может ли Турция в соответствии с изложенным в документе использовать военную силу  в случае какой-либо провокации в отношении Азербайджана?  Как к этому относется НАТО или страны-члены этого альянса?

- Статья 5 соглашения критически регулируется странами-членами НАТО. Общее содержание таково, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом. В частности, если происходит какая-либо оккупация турецких земель, это объявление войны всем государствам-членам альянса.

К тому же, статья 8  ставит  для стран-членов условие, что договор, который они заключат с другими государствами, не может противоречить обязательствам НАТО. Так, Шушинская декларация не противоречит обязательствам Турции перед НАТО в какой-бы то ни было форме.

Спорным вопросом в отношениях Турции с НАТО является заключенный с Россией договор о зенитно-ракетных комплексах С-400. Вопросы, выходящие за рамки действия этих двух статей, заключение  союзнических  договоров  с другими странами, не входящими в состав НАТО, по собственной воле или ведение военных  действий за пределами своих границ собственными силами, является его суверенным правом. То есть, если Турция когда-либо использует свою военную мощь  в интересах Азербайджана, то это не имеет отношения к ее членским обязательствам перед НАТО. Если такое произойдет, то отношение, которое продемонстрируют страны НАТО, будет носить политический характер. Будь то поддержка или осуждение.

- Многие эксперты и политики, впечатленные сближением Азербайджана и Турции, предлагают объединение двух стран. Как вы думаете, насколько логично это предложение?

-Таким предложениям не менее 100 лет. Еще во время становления республики в ответ «проосманским» популистам Мухаммед Эмин Расулзаде писал в своих статьях, что Азербайджан никогда не откажется от суверенитета.После распада СССР оппортунисты, случайно ставшие политиками, при каждом эмоциональном сближении в отношениях двух стран повторно пускают в оборот предложение об объединении Азербайджана с Турцией. Теперь же они из Шушинской декларации сделали для себя вывод о необходимости «бракосочетания» (izdivac). Эти люди не понимают, что, объявив себя однажды борцами за независимость, и выступив на следующий день с подобным предложением, тем самым они признают, что независимость Азербайджана для них ничего не значит. Развитие азербайджано-турецких отношений, более глубокое союзничество двух стран должны служить укреплению, а не потере независимости Азербайджана.

Развитие азербайджано-турецких отношений, более глубокое союзничество двух стран должны служить укреплению, а не потере независимости Азербайджана.

-После подписания декларации президенты говорили о региональном развитии и Зангезурском коридоре в рамках Платформы 6-ти стран с участием Турции, Азербайджана, России, Ирана, Грузии и Армении. Как вы думаете, станет ли реальностью  эта платформа и коридор? Каким вы видите этот процесс и сотрудничество?

- Логичное предположение. Если в регионе сформируется новая система отношений, , то через некоторое время объединение заинтересованных стран на какой-то платформе уже станет необходимостью.

С другой стороны, сохраняющийся хаотический характер традиционной системы международных отношений побуждает региональные центры силы к доступу к различным платформам более чем на одном уровне. Концепция многосторонней внешней политики, введенная Турцией в последние годы, также вытекает из условий этого хаотического периода. И если Турция внедряется  на Кавказ через Азербайджан, то в первую очередь, она будет заинтересована в нормализации отношений с Арменией.

Однако нормализация азербайджано-армяно-турецких отношений не может произойти вопреки воле России. Если турецко-российские переговоры по нормализации продолжатся успешно, то создание платформы станет реальностью именно с открытием Зангезурского коридора, региональная платформа с участием Грузии и Ирана станет главным центром сотрудничества для устойчивого мира и экономического развития транскавказского региона.

Это положительные результаты предложения. А негативные последствия заключаются в угрозе превращения Кавказа, предлагаемой платформой, в плацдарм международной авторитарной коалиции.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей