Последнее обновление

(9 минут назад)
Turkey’s President Recep Tayyip Erdogan fist bumps US President Joe Biden during a plenary session at a NATO summit in Brussels, June 14, 2021. (AP)

Turkey’s President Recep Tayyip Erdogan fist bumps US President Joe Biden during a plenary session at a NATO summit in Brussels, June 14, 2021. (AP)

Стоили ли переговоры 14 июня между Р. Эрдоганом и Дж. Байденом на саммите НАТО в Брюсселе многомесячного подготовительного труда и беспокойства, имел ли место ожидаемый эффект? С точки зрения союзнических отношений, конкретным итогом 45-минутной встречи, половину которой отнял перевод, стало перепоручение Турции охраны  аэропорта Кабула. Но непонятно одно – нет, не ответ главы государства Турции «Благодарение  Аллаху, нет!» на вопрос корреспондента TV канала - ярого сторонника властей  «Было ли на повестке признание “геноцида 24 апреля?”». Скорее всего, корреспонденту заранее поручили спросить об этом у президента. Ведь неубедительно, что вопрос был задан только для того, чтобы прозвучал данный ответ.

Ибо использование 50 дней назад Джо Байденом слова «геноцид» в отношении известных событий 1915 года вызвало переполох в Турции, и тогда Р. Эрдоган со  своей командой и оппозиция выразили президенту США резкий протест. Тогда спрашивается: если еще до окончания встречи было ясно, что Р. Эрдоган не поднимет вопрос  о «геноциде», а это, несомненно, было так, тогда почему адепту власти поручили спросить об этом? Не верится, что только потому, чтобы г-н Эрдоган ответствовал подобным образом … И здесь еще один момент все еще остается неясным ...

И если то, что проправительственные медиа называют перепоручение охраны кабульского аэропорта Турции с 11 сентября «очередной победой» (напомним:  обеспечение охраны аэропорта Кабула после вывода войск США  ранее предложил поручить Турции министр обороны Хулуси Акар – ред.), вполне естественно.  Но оппозиция и аналитики тоже правы, когда  критикуют за это власть, требуя «Не лезть после сирийского болота еще и афганские топи!».

 Больше всех довольна встречей 14 июня Россия: после нее 90% публикаций в российских СМИ красовались заглавием типа «Эрдоган заявил: позиция Турции в связи с ракетами С-400 не изменится!», причем без диктовки Кремля: подконтрольные государству медиа немогли иначе подать новость. Но совершенно ясно и то, что вопрос о С-400 будет и впредь составлять головную боль для Турции в ее отношениях с США. И когда, уже после того как Вашингтон выразил резкий протест началу поставок С-400 12 июля 2019 года,  анкаринский корреспондент близкой к властям  газеты «Сабах» («Sabah») Окан Мюдеррисоглу заявил, что «ракеты будут храниться в Азербайджане», а еще раньше колумнист газеты «Коркусуз»(“Korkusuz”)  Ахмет Такан утверждал, что они будут “перевезены  в Нахчыван”, это лишь позабавило людей,  понимающих суть проблемы.

Основной сферой, на которой скажутся итоги встречи 14 июня, будет  внутренняя политика: все знали, что президент Эрдоган, отправившийся в Баку и  Шушу сразу же из Брюсселя, настроен именно после саммита в последнем приступить  к наведению порядка в госуправлении и политике. А на валютный рынок рандеву 14 июня повлиял отрицательно, турецкая валюта пошла вниз в паре  лира - доллар США.

 Видео, выставленные на YouTube со 2 мая боссом  мафии, создали настоящие проблемы для власти, близких к ней          высокопоставленных  чиновников, бизнесменов и подконтрольных и стоявших ей миллиарды долларов медиа. Как мы  отмечали ранее, на нашей памяти впервые государственное управление, политика власти и провластные медиа  столь солидарны в контексте незаконной деятельности.  По мере того как мафиози на конкретных примерах раскрывает неприглядные стороны связки государство-политика-медиа, это негативно сказывается на экономике. Вопреки требованию г-на Эрдогана снизить процентные ставки, Центробанк пока еще на это не идет, и на фоне недавнего отказа Федеральной  резервной  системы  США от изменения ставок,  о снижении ЦБ Турции процентов в ближайшем будущем не может быть и речи: в этом случае  новая девальвация неизбежна.

Но следует отметить, что, президент Эрдоган, прежде всего, должен обязательно произвести серьезные кадровые изменения в госуправлении. Ибо 9 июля исполняется 3 года первому  правительству,  сформированному после смены формы правления Турции  с парламентской республики на президентскую. В бытность премьер-министром, г-н Эрдоган  подготовку к новым выборам обязательно начинал с замены как минимум половины членов правительства.

 После 9 июля 2018 года глава государства Турции без каких-либо объяснений отстранил от должности министра связи и инфраструктуры, заставил министра торговли и таможни подать в отставку, уволил министра труда и социального обеспечения за профнепригодность и, разделив эту структурy  на  два министерства, назначил, соответственно,  двух министров.

 И было бы логично предположить, что г-н Эрдоган произведет в составе действующего  правительства серьезные изменения. И было бы наивно считать это будет просто проявлением его верности своей политической традиции.  Ибо если не будут произведены  чрезвычайные изменения, то содержащиеся в нынешней ситуации некоторые факторы могут привести к … но об этом  в следующей статье…. 

Маис Ализаде

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей