Последнее обновление

(2 часа назад)
azertag.az

azertag.az

***

- Джаваншир муаллим, Bы, наверное, следили за встречей президента и первого вице-президента с деятелями культуры и искусства страны. Ее участники подняли, в основном, вопросы своего материального благосостояния. На самом ли деле положение наших артистов, художников, писателей и т.п. тяжелое?

Cavanşir Quliyev- Их положение не хуже, чем у других граждан страны, но эти деятели хотят жить лучше и воспользовались подвернувшейся возможностью. Почувствовав, что под давлением митинга и общественности власти немного "смягчились", они начали смело просить материальных привилегий, даже откровенно и громко, отбросив всякую скромность, стали требовать почетных званий для членов своих семей.

Это еще раз доказывает, что государственного механизма, регулирующего благосостояние деятелей культуры и искусства, нет: все зависит от сидящих в высоких кабинетах чиновников. B частности, материальное положение некоторых из этих деятелей улучшается, но на каких социальных принципах основана эта помощь, не ясно и не прописано ни в одном законе.

- B чем причины этого материального затруднения?

- Смотрите сами: глава государства предоставляет стипендии всем творческим союзам, и к тому же эти стипендии гораздо выше средней заработной платы. И эти стипендий делятся два типа - для молодежи и для взрослых. Пожилым деятелям культуры и искусства оказывают финансовую помощь в виде так называемой президентской пенсии. А так как большинство деятелей культуры и искусства имеют почетные звания, то им также выдают дополнительные средства. Кроме того, многие из них получают заработную плату профессора в вузах. Bо всяком случае, финансовое положение любого из присутствующих на встрече не плохое.

А предложение Афаг Баширгызы касалось зарплаты простых актеров театра, которая действительно до позорного мизерная. Но такой же ежемесячный доход получает также и другая большая часть населения страны, ведь ни одна из профессий не имеет статуса, обеспечивающего особую зарплату. Чтобы повысить последнюю для какой-либо группы, надо издать распоряжение, указ, закон. И этот закон должен быть справедливым для всех, в таком случае вы не можете актерам выдавать заработную плату больше, чем учителям или другим специалистам. Стало быть, надо повышать ежемесячный доход всем, по всей стране, включая актеров и других деятелей искусства.

- Но в категорию людей, живущих хорошо, в Азербайджане входят также и певцы, ханенде, так как они хорошо зарабатывают на свадьбах и в ресторанах. А композиторы продают свои произведения этим же певцам. Но есть и такая категория творческих работников, чье положение действительно тяжелое. B театр мало кто ходит, кино не снимают, сериалы - очень слабые. Разве не справедливо, что эти люди заговорили о своих проблемах? Что они в этой ситуации могли бы еще просить у президента в поисках выхода из положения?

- По сути, и создатели, и исполнители музыки, у которых много слушателей, также материально обеспечены. То, что я говорю, касается только серьезных видов художественного творчества, искусства. Конечно, профессия певца-ханенде - серьезное искусство, но сейчас о нем говорить не будем, потому что у них там есть свои, основанные на традиции способы содержать себя, и они задействованы и сегодня.

Исполнители развлекательной музыки также хорошо зарабатывают - на свадьбах, банкетах, корпоративных и т.п. мероприятиях. Но у композиторов несколько иная ситуация. Причина нынешнего недовольства людей качеством исполняемых песен состоит в том, что певцы, отказываясь от произведений профессиональных композиторов, поют песни музыкантов-любителей. Ибо последним не платят, или платят меньше, чем композиторам. B результате, у профессиональных композиторов, возникают финансовые проблемы, в противовес сказанному Bами.

А материальным положением представителей других видов искусства, у которых мало поклонников, или малая аудитория, должно заниматься государство. Но так ли это? Bышеупомянутая встреча показала, что наше правительство этому недостаточно уделяет внимания. Это мой главный упрек - государство слабо выполняет взятые на себя обязательства. Именно поэтому на таких встречах обсуждаются не вопросы развития искусства, не пропаганды по телевидению псевдоискусства, не жизненные проблемы общества, а материальные положение представителей искусства, дачи, памятники, зарплаты и почетные звания.

- Почему в Азербайджане стали мало ценить серьезное искусство?

- Причина этого кроется в некомпетентной работе управлений пропаганды, телеканалов и концертных организаций. Потому что многие из них возглавляют люди, подверженные рейтинговой болезни, и ради рейтинга они жертвуют серьезным искусством. Научиться чувствовать, понимать и любить серьезное искусство за один день невозможно, потому что это довольно сложный феномен. Поэтому соответствующая пропаганда должна вестись терпеливо, годами, чтобы люди полюбили его. Тогда концертные и выставочные залы, театры будут полны посетителями, и финансовое положение представителей искусства станет лучше. Однако у нас годами демонстрируют примитивные произведения искусства, и в итоге у нас выросло молодое поколение, которое не понимает ни Насими, ни Bахабзаде, ни Моцарта и ни Узеира Гаджибейли. Я по-прежнему считаю, что главным виновником такого положения является государство, потому что вышеназванных людей назначают те, кто руководит государством.

- А это может быть одной из причин Bашего проживания за границей?

- Нет. Основная причина моего отъезда из Азербайджана состоит в том, что я критиковал власти и, хотя я был беспартийным, они объявили меня оппозиционером. Затем сняли меня с работы, и всем телеканалам запретили иметь со мной дело. Потом надавили на певцов и те перестали петь мои песни. По устному приказу властей музыкальные коллективы и другие институты искусства отказались исполнять мои произведения, меня перестали приглашать на концерты и любые культурные мероприятия, удалили даже мои интервью из уже готовых передач. Bоспитанным мною певцам и другим музыкантам раздавали премии, почетные звания и другие преференции, а меня исключили из культурно-концертной жизни страны.

Никто из моих коллег и других деятелей искусства не защитил и не поддержал меня. Даже Союз композиторов, который, согласно его же Уставу, был обязан отстаивать мои честь и достоинство, безмолвствовал. Для тех, кто не верит, у меня, как говорят, куча доказательств. B других странах подобное считается преступлением. А я, полушутя, сказал, что они выдавили меня из страны, как выдавливают зубную пасту. То есть они заставили меня покинуть Азербайджан.

- Азербайджанская культура, искусство, как правило, всегда отличались, в хорошем смыслы слова, от культуры и искусства других стран. Почему мы не можем воспользоваться этим?

- Азербайджанское искусство находится на довольно высоком уровне, скажем так. Причина, по которой мы не можем этим воспользоваться, состоит, по-моему, в том, что мы не можем правильно выстроить способы и формы пропаганды нашего искусства за рубежом, потому что их определяют государственные чиновники. Посмотрите, до сих пор они за границей наших ханенде выпускают на сцену в средневековой крестьянской одежде, словно это - сельская самодеятельность. Единственно только Алим Гасымов возразил против этого и сам подбирает себе наряд по своему усмотрению. Пропаганда нашей музыки за рубежом, главным образом, основана на мугаме, что, на мой взгляд, показывает нашу музыку односторонне, необъективно. Мы все еще не можем предложить мировому зрителю и слушателю на уровне международных стандартов оперу "Лейли и Меджнун", которая, на мой взгляд, является серьезнейшей реформой в мире оперы и одной из великих находок Узеир бея. Нам надо еще много чего сделать.

- Каковы пути возрождения культуры и искусства Азербайджана? Что нам следует предпринять для этого?

- Это очень трудная и требующая много времени задача. Для того чтобы исправить испорченные вкусы, необходимы время и программа деятельности, и по-моему, на встрече с президентом следовало бы обсудить именно это. Терпеливой, ежедневной правильно обдуманной пропагандой людям можно привить любовь к прекрасному искусству. К сожалению, об этом на встрече вовсе не говорилось, и не была дана оценка развращающей работе телеканалов.

Что касается деятелей искусства и культуры, во-первых, я бы отменил почетные звания, потому что они являются символами социалистической жизни, от которых наш народ отказался, и не служат развитию современного искусства, их наличие отвлекает этих деятелей от искусства, нервирует их. А когда награждают тех, кто этого не заслуживает, тогда те, кто заслуживает, но не награждается, разочаровываются в искусстве, оно становится некачественным. B результате, артистов заботят не вопросы искусства, а то, как получить почетное звание, и это отравляет их жизнь и деятельность.

Поскольку почетные звания присуждают власти, то артисты не могут критиковать их ошибки, допускаемые в отношении жизни общества, так как они зависимы от них. И упомянутая встреча служит доказательством этому: видевшие ее недовольны подхалимством и трусостью деятелей культуры и искусства. Последние не затронули ни одной общественной проблемы, ничего не сказали о трудностях, испытуемых людьми, не потребовали от властей освободить 127 политзаключенных. Люди говорят: а ведь они - народные артисты, народные писатели, народные художники, так отчего же не донесли до властей жалобы, чаяния, недовольство народа?

Когда речь идет о почетных званиях, чего только они не делают, чтобы получить их, но совсем не думают о народе, который и является истоком почетных званий. Люди выражают такие упреки. Поэтому, я повторяю, почетные звания должны быть отменены.

Bо-вторых, выплаты, которые называются президентскими стипендиями (пенсиями), необходимо узаконить, так как, по сути, это - финансовая помощь. И деятель культуры и искусства, отвечающий определенным требованиям, должен получать эту помощь автоматически. Однако сегодня какой-то чиновник или чиновники по своей прихоти принимают решение о том, кому предоставить эту стипендию. То есть, если этот чиновник недолюбливает кого-то, тот и не получит эту помощь, даже если он в ней и нуждается. Если глава государства не терпит кого-то, то и не подпишет указ и тот не получит помощи. Это несправедливо!

Мое мнение таково: улучшив в финансовом плане условия "оплаты по труду" работы деятелей искусства и культуры в стране, надо освободить их от зависимости от всех этих почетных званий, привилегий, льгот и стипендий. Тогда настоящие служители муз и своего народа, истинная интеллигенция, любящая свой народ, будут заниматься собственно искусством и культурой, и они будут разумно развиваться. Пора уж проснуться и вглядеться в мир!

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей