Nagorno Karabakh. Ruins of the cradle of Azerbaijani culture in Shusha
- Эльман бей, Решением Верховного Совета Азербайджанской Республики от 26 ноября 1991 года административно-территориальная единица Нагорно-Карабахской автономной области была упразднена. Но, несмотря на это, когда заходит речь о конфликте, говорят Нагорный Карабах и прилегающие 7 районов. Даже на многих картах Нагорно-Карабахская автономная область выделяется в составе Азербайджана. На ваш взгляд, почему все еще используется это выражение?
- По принципу суверенитета общепринятые общие территории государств составляют единую карту. Карты, которые мы видим в онлайн-ресурсах в указанной вами форме, имеют не политический, а информационный смысл. То есть, различие в указании Нагорного Карабаха и семи других районов на карте Азербайджана указывает на то, что Азербайджан еще не может установить свою юрисдикцию на этих территориях. Что касается широкого использования выражения ”Нагорный Карабах и прилегающие районы", то это выражение создано существующей военно-политической реальностью. С распадом СССР и признанием Азербайджана и Армении в качестве независимых государств карабахский вопрос превратился в международный конфликт.
Азербайджан сразу после членства в 1992 году в соответствии со статьей 39 Устава ООН обратился к генеральному секретарю и председателю Совета Безопасности “с предложением мирного, политического урегулирования конфликта в связи с явным расширением агрессии Армении”
Генеральный секретарь направил в Баку, Нагорный Карабах и Ереван делегацию. Затем на Хельсинкском заседании министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ была вынесена на обсуждение проблема и принято решение о проведении конференции по Нагорно-Карабахскому конфликту в Минске.
Хотя этот процесс - вмешательство международных организаций в конфликт - рассматривается как успех внешней политики Азербайджана, никаких результатов достигнуто не было.
Вместо этого международная суть конфликта привнесла и создала новые выражения. Одно из них- это как раз то, о чем вы упомянули. Но это не имеет особого смысла с политической точки зрения, в отличие от другого распространенного выражения конфликта - “армяно-азербайджанский, Нагорно-Карабахский конфликт”. А последнее неудачное выражение все еще остается на официальном сайте МИД Азербайджана. Хотя глава государства давно эту формулу удалил из своего лексикона.
- Было ли правильным решение о ликвидации Нагорного Карабаха как административно-территориальной единицы в 1991 году? Какова была цель?
-Вопрос о том, является ли решение правильным, указан в пункте 1 того же решения. В решении также имеется ссылка на статью 68 Конституции Азербайджанской ССР. Еще находясь в составе СССР, Основной Закон Республики (Азербайджанская ССР осуществляет государственную власть на своей территории самостоятельно) позволял изменять или отменять статус территориальных единиц. В связи с этим решение об отмене статуса области является конституционным.
А цель принятия решения состояла в адекватном ответе на сложившуюся политическую реальность. Так как 2 сентября 1991 года армяне приняли решение о “независимости” Нагорного Карабаха. Правительство Азербайджана считало, что сепаратистское движение в Нагорном Карабахе является результатом злоупотребления областным статусом региона.
Поэтому отмена статуса этой правовой основы злоупотреблений в рамках своих суверенных полномочий был адекватным шагом против происходящих процессов.
А чтобы увидеть общую политико-правовую картину конфликта, необходимо посмотреть на хронологию последних 100 лет. Решение о предоставлении Карабаху статуса автономной области в составе Азербайджана было принято 97 лет назад (1923 год), в 1991 году этот статус был упразднен. Возвращаться в связи с анализом конфликта к более древней истории хоть и интересно, но бесполезно. Потому что неправомерно оправдывать владение этой территорией, вызвавшей конфликт между Арменией и Азербайджаном, историческими эпосами, в которых отсутствует понятие «суверенитет народов», субъект международного права на стабильной территории. Мы должны искать ответ на вопрос, территорией чьей страны на Кавказе является Нагорный Карабах, в политической истории после 1918 года.
До СССР Нагорный Карабах был в составе Азербайджанской Демократической Республики. В конце 1980-х годов армяне выступили с требованием отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана и присоединения его к Армении. Это требование вызвало в Баку шок, став причиной протестов сотен тысяч людей. Обострение армянского сепаратизма привело к политическому вмешательству Москвы. В 1988 году Верховный Совет СССР принял решение, подтверждающее, что Нагорный Карабах остается в составе Азербайджана. В 1991 году Верховный Совет Азербайджанской республики отменил статус автономной области Нагорного Карабаха. В 1992 году Азербайджан был принят в ООН как независимое государство с существовавшими во время СССР границами, а также Нагорным Карабахом, являющимся неотъемлемой частью территориальной целостности Азербайджана.
- Если подходить с международно-правовой призмы, как этот вопрос может быть урегулирован?
- С точки зрения международного права, рассматривая присоединение Азербайджана и Армении к Лиге Наций в 1920 году, генерал Томсон, представлявший союзные державы, признал, что Нагорный Карабах находится под контролем Азербайджана вместе с соседним Зангезурским районом.
В 1919 году Армянская Ассамблея Нагорного Карабаха также официально признала власть Азербайджана в Нагорном Карабахе. Утверждения о том, что Карабах не находился под юрисдикцией независимого Азербайджана, а был передан Азербайджану под влиянием Сталина при вступлении в СССР, также далеки от истины.
5 июля 1921 года Кавказское Бюро ЦК РКП (б) приняло решение о сохранении Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР. В 1923 году Центральный Исполнительный комитет Азербайджанской ССР издал указ “о создании Нагорно-Карабахской Автономной Области”, после которого появился первый официальный административный статус Нагорного Карабаха. В СССР границы между союзными республиками могли быть изменены только по взаимному согласию соответствующих республик и после одобрения Союза. Это положение было закреплено в конституциях Азербайджана и Армении.
То есть процесс отделения Карабаха, начавшийся с 1988 года, сопровождался явным нарушением Конституции СССР. Решение армянской стороны о независимости в 1991 году с целью узаконить отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана было основано на Законе СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом Союзной Республики из СССР». Целью данного закона было регулирование взаимоотношений на пространстве СССР посредством определенной процедуры, если союзные республики выйдут из состава СССР.
Закон давал народам автономий право самостоятельно решать, оставаться ли им в составе СССР или в союзной республике, вышедшей из Союза.
Однако союзные республики отделились от СССР не по вышеупомянутой процедуре, а как логический результат народных движений. Азербайджан и Армения также не воспользовались предусмотренной законом процедурой выхода из Союза. То есть, ”закон о выходе из СССР " не смог стать субъектом международного права, а значит и ссылка на него необоснованна.
После распада СССР международно-правовая доктрина “Uti Possidetis Juris” легла в основу международной, региональной и национальной легализации границ постсоветских стран, только что обретших независимость. Согласно этой доктрине, территория и границы Азербайджанской Республики после восстановления государственной независимости также регулируются в форме правопреемства территорий и границ, существовавших в то время, когда она была в составе СССР. И в этом случае Нагорный Карабах, безусловно, является составной частью Азербайджана.
Что касается тезиса, выдвинутого армянской стороной о том, что Азербайджан якобы лишается оснований претендовать на советские границы, объявив о восстановлении государственной независимости в 1918-1920 годах, став правопреемником существовавшего в то время АДР, то здесь внимание должно быть обращено на статью 11 Венской конвенции “о правовом наследии государств в отношении договоров”. Согласно этой статье, " правопреемство государств не распространяется на границы, установленные договором”...
Иными словами, хотя это положение напрямую относится к границам СССР, определенным международными договорами, оно содержит тот же концептуальный международно-правовой подход к поддержанию существующих границ после СССР, независимо от правопреемства.
То есть восстановление независимости Азербайджана не способно сотрясать границы, носящие постоянный характер.
Таким образом, любая форма вывода Нагорного Карабаха из Азербайджана не имеет никакой правовой основы ни согласно международным принципам, ни в аспекте политической истории.
- Как Азербайджан решит этот вопрос после освобождения от оккупации Нагорного Карабаха и 7 районов Азербайджана? Потому что официальные лица Азербайджана неоднократно заявляли, что Нагорному Карабаху будет предоставлена автономия. Но сейчас ситуация изменилась. Азербайджан пытается освободить Нагорный Карабах и 7 прилегающих районов от оккупации посредством военных операций. В таком случае этот вопрос автономии теряет силу или наоборот?
- Если после полного освобождения земель от оккупации вопрос о придании особого статуса Нагорному Карабаху в Формуле, изложенной в принципах переговоров, сохраняет свою актуальность, то для придания ему какого-то статуса необходимо внести изменения в Конституцию страны. Тогда на повестке дня встанет вопрос об упразднении статуса области. Почему статус был отменен? В мотивационной части данного решения отмечается, что проводимая руководством Армении политика по захвату исторической территории Азербайджана и превращение НКАО в инструмент в этой политике представляет реальную угрозу суверенитету и территориальной целостности Азербайджанской Республики.
Следовательно, для того, чтобы вопрос статуса мог быть обсужден, в первую очередь, должен быть устранен “реальный страх”, угрожающий территориальной целостности Азербайджана. То есть, армянское государство должно признать территориальную целостность Азербайджана, в то же время армянские военные формирования должны покинуть территорию или наша армия должна полностью нейтрализовать их. Речь идет не о прилегающих районах, а о всех азербайджанских территориях, где расположены армянские военные соединения. Так как упомянутые в этом решении силы, как источник “реального страха, совершенного против территориальной целостности”, находятся непосредственно в Ханкенди.
То есть, без полного устранения страха за суверенитет и территориальную целостность Азербайджана определение какого-либо статуса недопустимо. Военные операции, проводимые в настоящее время азербайджанской армией, на самом деле являются актом спасения азербайджанского народа от страха, и операции тогда можно считать достигшими цели, когда от всех армянских воинских соединений будет очищена территория Азербайджана.
- Кстати, в 1988-1992 годах в Азербайджан прибыло 350 тысяч беженцев из Армении. Даже в эмиграции было провозглашено государство Западный Азербайджан (Иреван). Эти люди-наши соотечественники, проживающие на территории Армении и изгнанные оттуда. Они также хотят вернуться на свою землю. Как должна регулироваться их судьба? Должен ли быть поднят вопрос возвращения азербайджанцев из Армении на свои места, если после освобождения оккупированных земель Азербайджан предоставит автономию Нагорному Карабаху? И как можно получить гарантии их безопасности?
-Отмечается, что данное решение было принято с учетом того, что в период создания области не была создана национально-культурная автономия для полумиллиона азербайджанцев, проживающих в Армянской ССР, а в последующие годы азербайджанское население было насильственно переселено из Армении, в настоящее время там фактически не осталось ни одного азербайджанца. Судьба изгнанных из Армении азербайджанцев-важный вопрос, на который необходимо найти ответ, прежде чем в будущем дать Нагорному Карабаху какой-то статус.
- Как должен быть решен вопрос карабахских армян, желающих жить в Азербайджане после освобождения земель от оккупации? То есть они также считаются гражданами Азербайджана.
-Армянское население Нагорного Карабаха-полноправные граждане Азербайджана. Пока они сами не откажутся, после полного освобождения территорий от оккупации, восстановления юрисдикции Азербайджанского государства на этих территориях обеспечение их гражданских прав является обязанностью Азербайджанского государства. По сути, у правительства должна быть готовая позиция по ситуации с проживающими до конфликта в Нагорном Карабахе армянами.
Государство не должно иначе смотреть на армянское население, оно должно строго отделить отношение к гражданскому населению от отношения к оккупационным воинским частям. Сейчас у Азербайджана появилась возможность положить конец этому конфликту. Военные соединения должны быть уничтожены, а Армения должна капитулировать. Должны быть восстановлены права гражданского армянского населения, которое является гражданами Азербайджана. Обеспечение прав малочисленных народов всегда занимало важное место в международных отношениях. Вопрос, связанный с карабахскими армянами, будет находиться в центре внимания. Независимо от того, присвоен ли территории какой-то статус, права должны быть предоставлены армянскому населению и другим малочисленным народам, проживающим в Азербайджане на основе “Рамочной конвенции об охране национальных меньшинств”. Например, это может быть и культурная автономия.
Написать отзыв