Charles Michel and Ilham Aliyev at the Zagulba residence. July 17, 2021. prezident.az
* * *
Вопрос: Заур бей, как вы думаете, почему официальный Баку откладывает принятие окончательного решения по Соглашению о стратегическом партнерстве с Европейским союзом?
Ответ: Официальный Баку заявил, что не готов к выполнению некоторых пунктов двустороннего документа, подготовка которого началась в 2017 году. Например, второй пункт предлагаемого соглашения предусматривает вступление Азербайджана в ВТО (Всемирную торговую организацию). Однако официальный Баку требует от Евросоюза 10-летней отсрочки. Другим спорным вопросом является то, что Азербайджан делит свое воздушное пространство на основе льготных тарифов Евросоюза. Однако официальный Баку не предпринял никаких серьезных шагов в этом направлении. Речь идет о прекращении монополизма AZAL, снижении тарифов и, как следствие, приходе в Баку дешевых европейских компаний, таких как Ryaner Airlines. Представьте себе, в этом случае, представьте себе, пассажиры смогут летать в любую европейскую столицу за 80 евро. Цены, устанавливаемые AZAL, во много раз выше.
Вопрос: Президент Европейского Совета Шарль Мишель прибыл в Баку в прошлом месяце. Результаты визита были признаны удовлетворительными для обеих сторон, и были большие надежды на то, что соглашение будет подписано в ближайшее время. Но что вдруг случилось? В чем проблема?
Ответ: Евросоюз более 6 месяцев ждал окончательного решения официального Баку по предложениям, связанным с соглашением. Председатель Совета ЕС 12 июня звонил Президенту Ильхаму Алиеву и обменялся с ним мнениями по этому вопросу и о послевоенной ситуации в регионе. Целью его июльского визита на Южный Кавказ, и в особенности 18 июля в Баку, было изучение позиции официального Баку по итогам обсуждений вокруг данного соглашения. Однако если мы обратим внимание на мнения, высказанные на пресс-конференции лидеров, проведенной по итогам встречи, то увидим, что Мишель остался недоволен результатом своего визита в Баку. Это подтверждает и заявление на этой же пресс-конференции Ильхама Алиева, который сказал, - «обеспечение энергетической безопасности Европы является для нас главным приоритетом в двусторонних отношениях».
В последнем месяце прошлого года и в начале этого года, как из официального Баку, так и из ЕС поступали позитивные сигналы о том, что соглашение будет подписано. Потому что между сторонами состоялись конструктивные обсуждения по ряду вопросов. Проблема лишь в том, что официальный Баку не может проявить достаточно воли и решимости. Кстати, официальный Баку сильно торопится, ЕС же заинтересован в подписании более совершенного документа. К сожалению, должен отметить, что вероятность подписания этого соглашения в ходе очередного саммита Восточного партнерства в формате 6 + 27, который состоится в Брюсселе в декабре этого года, не велика. Потому что, как я уже сказал, у официального Баку немало незавершенных работ.
Вопрос: Может, какая-то третья сторона, не желающая подписания этого соглашения, препятствует Азербайджану в этом? Может быть азербайджанская сторона ищет подходящее время и возможность для подписания соглашения?
Ответ: Стороннее вмешательство может быть только со стороны России. Однако заметьте, что еще в ноябре 2016 года во время визита в Баку ряда официальных лиц Европарламента и Евросоюза они официально обратились к Ильхаму Алиеву с предложением заключить Ассоциативное соглашение Азербайджана с Евросоюзом. Тогда Ильхам Алиев, сославшись на российский фактор и недавние события на Майдане, заявил, что Азербайджан может подписать предлагаемое Соглашение о стратегическом партнерстве с ЕС. После этого Европейская Комиссия и Совет Европейского Союза получив мандат, приступили к совместной разработке положений соглашения. В последнем месяце прошлого года и в начале этого года как от официального Баку, так и из ЕС поступали позитивные сигналы о том, что соглашение будет подписано. Потому что между сторонами состоялись конструктивные обсуждения по ряду вопросов.
После Второй Карабахской войны, когда Азербайджан восстановил большую часть своего суверенитета, официальному Баку в качестве победителя потребовался ребрендинг во внешней политике, особенно в сближении с Западом. В противном случае Азербайджан при определении своей будущей внешней политики не сможет избавиться от влияния России, и риски того, что оно может привести к нежелательным последствиям, достаточно велики.
Вопрос: Что даст Азербайджану подписание соглашения с Евросоюзом, или что Азербайджан может потерять, если оно не будет подписано?
Ответ: В сущности, подписание этого соглашения с ЕС необходимо в первую очередь Азербайджану. Учитывая выход Беларуси из программы «Восточное партнерство», Азербайджан – это единственная страна, которая не подняла, начавшиеся в 1999 году, официальные отношения с ЕС на новый уровень. Украина, Молдова и Грузия уже подписали Соглашение об ассоциации с ЕС, а Армения подписала Соглашение о всеобъемлющем и усиленном партнерстве в 2017 году. Подписание этого соглашения между Азербайджаном и ЕС предоставит Азербайджану миллиарды евро для выполнения обязательств, содержащихся в документе (реформ в различных сферах). Не исключено, что если Азербайджан добьется реального прогресса в приоритетных областях, обозначенных в этом соглашении, то сможет через несколько лет использовать безвизовый режим для въезда в Европу. Повторяю, это будет зависеть от того, в какой мере официальный Баку выполнит обязательства, взятые на себя в рамках соглашения.
Отказ подписать соглашение может еще больше ослабить престиж Азербайджана на международной арене и привести к изоляции от Запада. Этот вариант не был бы удачным выбором ни для правительства, ни для общества.
Вопрос: Что Вы предлагаете? Должна ли азербайджанская сторона как можно скорее подписать это соглашение? И каким должен быть вариант удачный для обеих сторон?
Ответ: Официальный Баку должен не мешкая подписать это соглашение. В настоящее время процессы в рамках программы «Восточное партнерство» идут настолько быстро, что три страны, подписавшие Ассоциативное соглашение (Украина, Молдова и Грузия), проявляют большую настойчивость в стремлении, не дожидаясь других стран, присоединиться к европейской семье. Прмиером может служить совместная декларация, подписанная Шарлем Мишелем 19 июля на международной конференции «Европейский путь Грузии» в Батуми с участием лидеров трех стран.
С точки зрения возрождения в стране фундаментальных свобод, экономических свобод и как стратегии европейской интеграции в целом, соглашение о стратегическом партнерстве с Европейским союзом должно быть подписано как можно скорее.
Справка: Отношения между Азербайджаном и ЕС были установлены в 1991 году. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное в 1996 году, охватывает сотрудничество в области политического диалога, торговли, инвестиций, законодательства, науки и культуры. В 1998 году ЕС назначил специального представителя в Азербайджан. В 2000 году было создано Постоянное представительство Азербайджана в ЕС. В июле 2003 года ЕС назначил специального представителя по Южному Кавказу. В 2004 году Азербайджан был включен в Европейскую политику соседства, а в 2009 году в ее программу «Восточное партнерство» в формате многостороннего сотрудничества на восточном направлении. В 2014 году стороны подписали протокол об участии Азербайджана в программах и агентствах ЕС. 14 ноября 2016 года Совет ЕС утвердил мандат Европейской комиссии и Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности на ведение переговоров от имени ЕС и стран-членов ЕС всеобъемлющего соглашения с Азербайджаном.
Программа «Восточное партнерство» охватывает шесть соседних с Европейским Союзом стран. Это Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина, Беларусь и Армения. Ассоциативное соглашение с организацией подписали Грузия, Молдова и Украина. В ноябре 2017 года между организацией и Арменией было подписано Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. Однако ЕС и Азербайджан пока не подписали это соглашение.
Камран Махмудов
Написать отзыв