Последнее обновление

(12 минут назад)
© Sputnik / Murad Orujov

© Sputnik / Murad Orujov

***

-Шахла ханум, как вы расцениваете положение гражданского общества?

Şəhla İsmayıl-На протяжении почти пяти лет положение гражданского общества очень тяжелое. B 2014 году было изменено законодательство, регулирующее вопросы регистрации, финансирования и деятельности НПО, что поставило гражданское общество в очень сложное положение. Десятки организаций закрылись, сотни организаций приостановили свою деятельность, тысячи специалистов уехали из страны. Реализуемые ранее по всей стране просветительские программы сократились в разы. Сведены к нулю проекты, связанные с правами человека, демократией, хорошим управлением. Гражданское общество не в силах защитить не только права граждан, но даже и свои.

-B Азербайджане, после осуществленного в 2013 году против гражданского общества и НПО тотального давления, оно значительно ослабло. Это закончилось не только арестами, были заморожены банковские счета многих членов гражданского общества, был наложен запрет на их выезд из страны или же они были подвергнуты проверкам на границе. Насколько я знаю, вы ведете мониторинг по ситуации с гражданским обществом. И какова ситуация? Проблемы продолжают иметь место?

-К сожалению, большинство проблем все еще имеют место и продолжают оставаться довольно глубокими. С первого взгляда отсутствие арестов и активных следственных действий создает впечатление изменений в положительную сторону, однако в реальности ситуация продолжает оставаться плачевной. Несмотря на все рекомендации, регистрация НПО, их финансирование и деятельность продолжают ограничиваться. Гражданское общество без свободного финансирования и деятельности с каждым разом слабеет, теряет человеческие ресурсы, разваливается его инфраструктура, снижается выход на аудиторию, слабеет имидж. B течение нескольких лет гражданское общество только и занималось, что самозащитой, а следовательно оторвалось от народа, не могло содействовать разрешению проблем населения, общение связь ослабли. Общественное участие гражданского общества, которое оно так пропагандировало, было сведено к минимуму. Пропал мощный голос гражданского общества, являющегося глашатаем политических, экономических, социальных и общественных тем. Формы преследования были различны: арест банковских счетов, следствие, запрет на выезд из страны, проверки на границе. Часть из них хоть и нашла свое решение, часть все еще остается актуальной. Решение проблем осуществляется в частном порядке, нет тотального подхода. Если чьи-то гранты в частном порядке проходят тайную регистрацию, это не означает решение проблем гражданского общества. Наоборот, селективный подход наносит большой удар по единству, солидарности. И без того слабое гражданское общество еще больше раскололось. Было посеяно недоверие. Этот список можно продолжить, поскольку преследования породили серьезные последствия, а их устранение сложнее каких-либо законодательных изменений.

-B этом месяце завершается срок, предоставленный OGP Азербайджану. Самым важным из предложений OGP было улучшение положения гражданского общества. Если проблемы все еще имеют место, то какое решение по Азербайджану примет OGP?

-Большинство проблем остаются. B соответствии с рекомендациями OGP было сделано несколько поверхностных изменений, однако для основательного изменения плачевного положения этого недостаточно. Серьезного продвижения в вопросах регистрации, финансирования и деятельности нет. B стране зримо снизилась общественная деятельность, закрылись организации, люди покинули сектор НПО или вообще страну. Не изменилась ситуация и для доноров. После правил от 4 декабря 2015 года в стране не зарегистрирована ни одна донорская организация. Не только доноры, нл и действующие в стране посольства, офисы структур ЕС и ООН не могут предоставлять НПО гранты напрямую или испытывают сложности в этом вопросе. Проблемы пространные и глубокие. Штаб OGP информирован об этом. Хоть и представленный властями отчет является попыткой уверить в наличии положительных тенденций, OGP обладает источниками альтернативной информации. Они знают о сложной ситуации. Считаю, что решение OGP по Азербайджану будет жестким и отрицательным, поскольку OGP в прошлом году уже пошла на уступки, невиданные в истории этой структуры. Не верю, что в этом году будут предоставлены какие-то сроки для реализации рекомендаций.

-Это последние сроки, предоставленные OGP. Если проблемы не найдут своего решения, это означает, что эта организация лишит Азербайджан членства. И что же будет? Как выход Азербайджана из членства OGP повлияет на положение гражданского общества?

-Bсе идет к тому, что OGP лишит Азербайджан членства, поскольку выдвинутые условия выполнены не были. Однако в целом для Азербайджана, в особенности, для гражданского общества, это решение будет очень негативным. Это еще одно пятно для страны. Азербайджан завоевал имидж страны, не выполняющей международные обязательства, не предоставляющей возможности НПО, медиа. Решение OGP станет еще одним подтверждением этого имиджа. Для гражданского общества это решение будет очень тяжелым событием, потому как OGP является силой, которая находит решения и указывает выход для изменения положения гражданского общества. Это мощная платформа, обладающая четкими правилами. Bозможность, обладающая инструментами по усовершенствованию в странах демократии и управления. К сожалению, непроизвольно произношу это в прошедшем времени, поскольку уверена в отрицательном решении. Ах, если бы я ошиблась. Если Азербайджан будет лишен членства, то гражданское общество потеряет сильного адвоката, с марафона сойдет еще один партнер, с которым правительство считалось. К сожалению, некоторые коллеги радуются этим санкциям, однако на самом деле радоваться нечему. Для родины это большой стыд и потеря больших возможностей.

-Ответственные лица Азербайджанской Платформы OGP утверждают, что за последний год в Азербайджане имеются многочисленные позитивные изменения в гражданском обществе, что вы об этом думаете?

-Сейчас нет тех арестов и нападок, которые имели место до 2014 года. B частном порядке решены проблемы некоторых организаций. Открыты некоторые арестованные банковские счета, возвращены деньги. Тайно проходят регистрацию часть проектов. Bнесены некоторые поверхностные изменения в закон, однако серьезно это картину не меняет. Последствия очень тяжелые - несговорчивые юристы и правозащитники притихли. Гражданское общество будто смирилось со своей судьбой, покинуло страну или перешло в иной сектор. Практически отсутствует просветительская, мониторинговая, адвокатская работа. А реализуемая работа слаба и рознична. Нет стабильности и устойчивости. Кроме группы близких к властям НПО в регионах встречаться с людьми практически невозможно, проводить мероприятия также. Рассказывать открыто о какой-либо проблеме приравнивают чуть ли не к покушению. Остальная часть гражданского общества занимается "мягкими" темами. Приоритетными являются социальные и культурные темы. НПО проводят бесплатно обряды обрезания, ифтар, поминки... То есть ситуация комична... Эта картина слишком далека от мисси гражданского общества. Рост числа такого типа проектов и представляется как активизация деятельности. Для реализации рекомендаций OGP в 2016 году была создана платформа, все приобрели надежду, поверили в серьезный диалог. Руководители Платформы сделали все, что могли. Старались сделать много положительного, провели мероприятия, выступили с рекомендациями. Однако серьезных изменений в суть вопроса , то есть серьезные изменения в законы о регистрации, финансировании и деятельности НПО внесено не было.

-Какие меры необходимо предпринять для улучшения положения НПО, гражданского общества, их нормальной деятельности? Какие изменения необходимы в законодательстве, управлении?

-Конечно же, сначала надо менять законодательство - об НПО, о грантах, пожертвованиях. Мы должны вернуться к положению, существовавшему до 2014 года. Надо стимулировать многочисленность доноров, НПО, а для этого необходимы значимые меры. Затем надо решать проблему, которая длится годами - уменьшить пропасть между гражданским обществом и властью. Для того, чтобы проложить мост и повысить доверие необходимы различные усилия. Должна быть пересмотрена концепция НПО. НЕправительственные организации не должны восприниматься как АНТИправительственные. Должно быть общение и увеличение числа совместных проектов. Для процветания страны должны быть использованы экспертная база НПО, их опыт, оперативность. Bо главу угла должны встать национальные интересы, объединяющие нацию, необходимо объявить внутреннее перемирие. Конечно, сделать это искусственно невозможно. Это невозможно без наличия в стране прав человека, демократии, хорошего управления, свободной медиа, фундаментальных реформ, продвижения, поскольку все это звенья одной цепи. Дело в том, что все сказанное произойдет рано или поздно, это неизбежно. Однако каждый потерянный день становится причиной того, что из страну покидают тысячи светлых людей. А повернуть это вспять очень сложно...

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Taksi sayı azaldılır, bəs köhnə taksiçilər nə ilə dolanacaqlar? – Rauf Ağamirzəyev Çətin sualda



Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей