ahvalnews.com
Президент Ассоциации инвалидов Турции Шюкрю Бойраз: «Наши полномочия основаны на второй Статье Конституции»
***
Turan: Прежде всего, выражаем глубокие соболезнования Турции в связи с произошедшим 6 февраля в вилаяте Кахраманмараш землетрясением. Что Вы о нем хотели бы сказать?
Бойраз: Трагические последствия этого землетрясения глубоко потрясли нас, часть наших сердец осталась под его завалами. Да помилует Аллах наших погибших соотечественников. Желаю всем получившим ранения скорого выздоровления.
Как известно, на значительной части территории Турции находятся активные сейсмоопасные зоны, поэтому здесь часто и происходят сильные землетрясения. Так, 28 апреля 1903 года поселок Малазгирт вилаята Муш (восточная Турция) поразило в 7-балловое землетрясение, убившее 3 тыс. 500 человек и разрушившее 12 тыс. домов. Спустя 36 лет, 27 декабря 1939 года близ города Эрзинджан произошли подземные толчки с максимальной магнитудой 7,8 балла, обвалились 116 тыс.720 зданий, погибли 32 тыс.968 человек, более 100 тыс. граждан были ранены, почти 30 тыс. человек получили серьезные телесные повреждения. Землетрясение магнитудой 7,6 по шкале Рихтера, произошедшее в поселке Гёльджюк вблизи города Измит лишило жизни 18 тыс. человек, крова – 300 тыс. 600, изранило 49 тыс., изувечило – 22 тыс. граждан. Позже в Дюздже, Элязыге, Измире происходили мощные подземные толчки, в результате которых было очень много погибших, раненых и искалеченных.
Наконец, 6 февраля 2023 года с интервалом в 9 часов в Газиантепе и в Кахраманмараше произошли землетрясения с магнитудой 7,8 и 7,5 соответственно, количество жертв которых с каждым днем растет. Подземная буря прошла не только по 11 вилаятам Турции, но и охватила даже часть Сирии. На фоне числа спасенных людей, количество оказавшихся под завалами нас пугает. На первых же минутах после землетрясения по социальным сетям стали поступать мольбы о помощи от попавших в беду жителей региона. Следует признать горькую правду: поступающие из регионов запросы не были своевременно удовлетворены. И самые серьезные жалобы были связаны с тем, что соответствующие структуры не смогли оперативно и без потерь времени вмешаться в ход событий, тогда как для оказавшихся под завалами людей жизненно важными являются первые 48 часов. Впрочем, по истечении даже 3-х недель потребности пострадавших от землетрясения все еще не были удовлетворены, а проблемы – не решены.
Ученые прогнозировали нынешнее землетрясение и Управления по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (AFAD) при правительстве Турции ранее подготовило соответствующий доклад. Однако при этом никакой серьезной подготовки для предотвращения масштабных разрушений и гибели людей в следствие ожидаемого землетрясения, например, повышение сейсмостойкости старых зданий в густонаселенных городах и т.п. , проведено не было, а большие средства, выделенные в этих целях, были присвоены.
Негоже уполномоченным представителям власти закрывать на это глаза. Домостроительные компании, пользуясь покровительством властей, думали не об ответственности, а больших заработках, а потому должны ответить за то, что построенные ими здания рассыпались как карточные домики, за масштабные разрушения при землетрясении. Представители таких структур как AFAD, учрежденных правительством и наделенных им всей полнотой власти, и особенно, подотчетных правящей партии муниципалитетов, вели себя оскорбительно по отношению к журналистам, стремящимся внести в повестку вопрос о запоздании работ по ликвидации первых последствий землетрясения.
В первых заявлениях AFAD упоминается Турецкий фонд по делам религии, хотя, по закону, Департамент по делам религий не имеет никакого отношения к связанным с землетрясением работам. После первых же подземных толчках сотни НПО стали работать в регионах не покладая рук для ликвидации последствий землетрясения и оказания помощи пострадавшим. А вот Турецкое Общество Красного Полумесяца возглавляет список вызвавших недовольство структур.
Стало известно, что эта старейшая организация (основана 11 июня 1868 года – ред.) продавала палатки одной созданной всего несколько лет назад НПО. Омрачает жизнь людям вдобавок еще и то, что в канун выборов вопрос о землетрясении стали использовать в целях пропаганды. Неприятно удивляет и то, что министерства, некачественно выполнившие свою работу, в постыдной спешке проводят тендеры на строительство новых жилых домов в регионе землетрясения.
Неправильно за плохое качество строительства зданий всю вину возлагать на нескольких подрядчиков, ибо ответственными за эти работы всегда назначаются несколько учреждений и лиц, поэтому таких субъектов, строивших несейсмоустойчивые дома, под завалами которых погибли наши граждане, надо наказывать как за убийство людей.
Turan: Как опытный руководитель НПО Вы прогнозировали, что после землетрясения число увечных и инвалидов в Турции в целом превысит 20 млн. человек. На чем Вы при этом основывались?
Бойраз: С самого начала землетрясения все спасательные работы были сконцентрированы на центрах городов. И хотя в этом плане регионы, поселки и села не менее важны, команды спасателей своевременно прибыть туда не смогли. Время идет, но сих пор точно не известно, сколько людей погибло, сколько сталось под завалами и сколько пропало без вести. AFAD 24 февраля объявило, что около 45 тыс. человек лишились жизни, а 500 тыс. человек выведены из охваченных землетрясением регионов. Касательно городских центров: если принять во внимание, что в каждой квартире проживает по 4 человека, то в целом получается 2 млн. человек.
Цифры по районам, городам и весям еще не обнародованы. Мы очень боимся, что людей, оставшихся под завалами, окажется гораздо больше, чем показывает статистика: многие беженцы, поселившиеся в регионе в последние 12 лет, не прошли регистрации. Вопреки нашим многократным требованиям, регистрационные данные прошедших классификацию инвалидов в Турции не представлены общественности. Хотя, согласно подписанной Турцией Декларации ООН о правах инвалидов, государство обязано осуществлять сбор и публикацию такой информации, проводить соответствующие меры, в том числе реабилитацию. А так как все эти работы не выполнялись, то полагаем, что 12,29% населения страны составляют инвалиды. Стало быть, в 11 вилаятах, где проживает 14 млн. граждан и беженцев, должно быть около 1 млн. 700 тыс. увечных и инвалидов. Можно прогнозировать, что с учетом оставшихся в живых, но раненых при землетрясении, количество физически или хронически увечных людей (так как немалая их часть длительное время оставалась под завалами) вырастит. Сюда можно отнести и негативные психологические осложнения.
Turan: Возглавляемая вами НПО имеет отделы почти во всех вилаятах Турции. Можете ли вы рассказать нам о Ваших методах самоорганизации и проделанной работе?
Бойраз: Ассоциация инвалидов Турции создана в 1960 году в районе Фатих в Стамбуле. По решению Совета Министров за плодотворную работу АИТ в 1963 году был придан статус «Организации, работающей во благо общества». Так как основная цель Ассоциации, охватывающей своей деятельностью всю страну, состоит в решении связанных с инвалидностью проблем, она координировала всю проводимую в этом направлении работу. Наша основная задача – объединить граждан с инвалидностью, выявить и решить проблемы тех, кому даже из дому выйти трудно.
Расширение сферы нашей деятельности сопровождалось ростом сети наших филиалов, создаваемых по всей стране. Выполняя свою работу, построенную на основе добровольного участия, мы по мере необходимости обращаемся за помощью к правительственным и муниципальным органам. Мы делаем все, что в наших силах, для того чтобы люди с инвалидностью чувствовали себя равноправными гражданами республики, и в значительной степени преуспели в этом.
Turan: Какую работу намерена проводить Ассоциация инвалидов Турции в дальнейшем по применению своего опыта в стране и за рубежом?
Бойраз: Уставы 90% ассоциаций страны по решению проблем инвалидов в качестве их основной цели определяют сбор помощи, то есть в них содержится идея сбора милостыни. В то время как главной целью НПО должно быть выявление и решение жизненных проблем обслуживаемых ими слоев. В соответствии с Конституцией нашей республики, мы, прежде всего, должны решать все те проблемы наших увечных и инвалидов, с которыми они могут сталкиваться в течение всей своей жизни. Однако, к сожалению, 90% наших ассоциаций продолжают только собирать помощь, что нас беспокоит. Ведь главными целью и задачей должно быть обеспечение инвалидам и увечным такую жизнь, чтобы они ни в чем не нуждались. С первого дня основания наша ассоциация отстаивала права инвалидов и боролась за устранение их проблем. В этом плане, одной из двух НПО, служащих примером для Турции и остального мира, является Ассоциация инвалидов Турции, а другой – Ассоциация слепых «Шесть точек» (имеется в виду шеститочечная система шрифта Брайля для слепых- ред.).
Обе ассоциации сильно разнятся как по числу членов, так и по выполняемой ими работе, а их названия широко известны. И в результате выполненной и осуществляемой ими работы обе организации прошли аккредитацию в ООН. Мы представляем связанным с ООН структурам свои отчеты и добиваемся использования Турцией своих прав, вытекающие из подписанных ею конвенций.
Turan: Устранение последствий землетрясения еще продолжается. Какие у Вас планы на предстоящий период?
Бойраз: После каждого землетрясения наша работа усложняется, так случилось и после 6 февраля: рост количества инвалидов требует от нас больше работы, и мы выполним ее не зная усталости. В первую очередь, мы оформим пенсию для наших граждан, ставших инвалидами в результате нынешнего землетрясения. Затем решим все проблемы увечных и инвалидов, связанные с медициной и протезированием, лечением и реабилитацией. Это наше право зиждется на положении о «социальном государстве» во второй Статье нашей Конституции.
Turan: Землетрясение 6 февраля лишний раз показало, насколько значима роль НПО в общественной жизни Турции. Как Вы думаете, что может способствовать еще большему повышению активности НПО в будущем?
Бойраз: Известно, что НПО сыграли большую роль в разработке для Турции Плана реагирования на стихийные бедствия. Они так же честно выполнили свои обязанности во время землетрясения 6 февраля, но не потому, что это предусмотрено в Плане, а потому, что понимали всю свою ответственность за исполнение этих обязанностей, взятых ими на себя как неотъемлемой части общества.
Это бросается в глаза в странах со слабой, как у нас, демократической системой. Поэтому когда важность консолидации усилий всех слоев общества для решения какого-либо вопроса сильно ощущается в условиях землетрясения как необходимость, на плечи наших граждан ложится еще большая ответственность. Мы должны объединиться и сообща, всем миром, во весь голос выступить против тех, кто творит неправое дело.
Написать отзыв