Последнее обновление

(4 минуты назад)
No comments

No comments

В этом году ветераны второй Карабахской войны провели несколько акций протеста,  требуя от Министерства обороны и Министерства труда и социальной защиты населения удовлетворения их требований по определению инвалидности. В последней акции инвалиды, которых полиция не впускала в здание Минтруда и соцзащиты, разбили стекло двери. Полиция смогла предотвратить разрастание конфликта. Видеозапись этого происшествия разошлась в социальной сети, вызвав недовольство общества, считающего, что чиновники намеренно лишают ветеранов войны законных прав.

Turan  обратился к эксперту в социальных вопросах, бывшему руководителю  организации «Transparency  – Азербайджан» Рене Сафаралиевой, с просьбой объяснить причину того, что некоторые ветераны войны не получают статус инвалида. Есть недовольство и по другим причинам. В компьютере Р.Сафаралиевой имеются документы ветеранов, которым она  оказала юридическую, техническую, некоторым  материальную поддержку.

Вопрос:  В 2015 году в Азербайджане приняты другие критерии определения инвалидности, принципиально отличающиеся от советских. В результате перехода на новые критерии лишены инвалидности тысячи гражданских лиц, недовольны также имевшие ранения ветераны карабахской войны. В чем заключается новизна критериев определения инвалидности?

Rəna SəfərəliyevayaОтвет:  Минтруда при присуждении инвалидности или отказе обязано  пользоваться  очень жесткими критериями, означенными в Положении о критериях, определяющих инвалидность и ограничения здоровья, принятых указом N 413 Кабинета министров от 30 декабря 2015 года.

Определен следующий процесс рассмотрения заявок на инвалидность. В городах в поликлинике по месту жительства, в районах в центральной районной поликлинике в систему вводится форма 88, удостоверение личности и  заключительный документ о негодности к армии, который выдаёт Центральная военная поликлиника в Баку. В народе прозвана "Папанин", по прежнему названию этой улицы.

В компьютер вбивается диагноз из документа о годности/негодности и автомат сверяет его против списка, которые подпадают под инвалидность. У каждой болезни есть коды. Документы сканируются автоматически и информация о присуждении или отказе приходит на телефон гражданина в виде СМС. Сотрудники Минтруда видят документы в системе, но не могут внести какие-либо изменения  на этом этапе.  Документ о годности (şehadatname) заканчивается формулировкой - не годен в мирное и военное время - это инвалидность; или не годен в мирное время и ограниченно годен в военное время.

Здесь  зарыта первая  проблема. Ветераны войны, получившие такую формулировку, уверены, что им положена инвалидность, но картина не такая простая.  Критерии негодности для армии и критерии инвалидности не совпадают на 100%.

Вопрос:   Ветераны показывают на теле увечья и говорят, что их в Минтруда не считают инвалидами...

Ответ:  Приведу простой пример. Ветеран  имеет право на  бессрочную  инвалидность  3 группы, если он потерял 3 пальца на одной руке, или у него сильная контрактура или анкилоз, что лишает пальцы  функциональности  (ст. 2.5.1). Если же три пальца в такой ситуации, но на двух руках, такой человек не годен к военной службе в мирное время, но инвалидность ему не положена.

В случае с анкилозом,  или неработающими пальцами есть определение - ярко выраженная степень - тогда полагается инвалидность. При слабо выраженной степени  инвалидность не положена. Но люди читают диагноз - анкилоз и требуют выдать им документ, дающий право ежемесячно и пожизненно получать пособие. Не там проблему ищет народ - проблема в жёстких критериях инвалидности и ошибках военной поликлиники

Другой пример. Инвалидность положена, если кость  ноги короче нормы на 7 см. А если 6 см, то в армию не возьмут, но и инвалидность не положена. Вот эти наши доблестные солдаты, которые протестуют, и попали в такую правовую брешь.

Минтруда   и соцзащиты изучило  проблему с критериями и приняло решение о том, что  с 1 июля будут использоваться другие критерии, где потеря работоспособности будет оцениваться в процентах. Я не знаю всех деталей, но могу сказать, что солдат с укорочённой на 3 см костью, который сегодня не подпадает под инвалидность и не имеет никаких льгот, кроме ветеранской пенсии в 80 ман, наравне с теми, кто не был ранен, получит часть тех льгот, которые сегодня получает инвалид 3 группы.

Гражданам надо знать, что имеющаяся  проблема в законодательной базе, а не в нежелании  сотрудников Минтруда помогать ветеранам. Разумеется, для избегания кривотолков и общественного недовольства  нужно было  разъяснять солдатам и народу через СМИ о правах и обязанностях как граждан, так и работников министерства.

Кроме того, в документе, который выдаёт военная поликлиника, часто встречаются ошибки, но  это исправимо. Солдат, получивший отказ, может записаться на Комиссию и получить направление в главное профильное лечебное учреждение. К примеру, с травмой ноги в Институт Травматологии. И, если там дадут справку с более тяжелым диагнозом, то Комиссия  Минтруда присуждает инвалидность, ибо военная поликлиника ведомственная, а Институт Травматологии более высокая инстанция.

Вопрос:   Обсуждаемая проблема вышла на уровень парламентской дискуссии. Какие административные решения возможны для скорого удовлетворения законных запросов военных ветеранов?

Ответ:   Основная причина недовольства ветеранов— это медленная бюрократическая машина (хотя ошибки чиновников случаются, но они выявляются и исправляются) и незнание ветеранами своих прав.

Я поддерживаю предложение депутата Нигяр  Арпадаи о создании центров юридической   поддержки для ветеранов. Но с  небольшой поправкой. Центры Министерства труда и социальной защиты ДОСТ дают подробную информацию о льготах и услугах, предоставляемых Министерством труда. Наряду с этим, в законе предусмотрены иные льготы, предоставляемые разными структурами, например, есть льготы по подоходному налогу для участников войны, о которых почти никто не знает или бесплатная психологическая помощь при ТАБИБ и Клинике Медицинского Университета.  Было бы хорошо создать при ДОСТах что-то вроде юридической консультации, где участники войны с инвалидностью и без нее, могли бы получить консультацию обо всех причитающихся им по закону льготах. 

Вопрос:  Часть недовольных ветеранов говорят, что ушли на войну, не имея своего жилья, и вернувшись, не могут решить жилищный вопрос, имея статус участника войны.

Ответ:  В этом случае имеются недостатки в нормативных документах.  В результате  законодательной бреши, ветеран войны с инвалидностью и с льготным ипотечным кредитом не получит жилья или финансовой поддержки от государства для закрытия ипотеки. Погасить ипотеку из пенсии просто нереально.

Вот как это происходит. Ветеранам с инвалидностью полагается жилье от государства (квартиры, земельные участки и помощь в строительстве индивидуального жилья – здесь все зависит от места жительства. Направление в связи с жильем выдает специальная комиссия по делам ветеранов при исполнительной власти, а жилье выдает Минтруда. Правила расписаны в Жилищном кодексе (раздел третий, жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма).

Однако, есть проблема. Если есть жилье, взятое в льготную ипотеку (она полагается военнослужащим), то жилье не положено. (Жилищный Кодекс, Статья 55. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилой площади. 55.1.4. при предоставлении в установленном законодательством порядке льготного ипотечного кредита на приобретение жилой площади в соответствии с законодательными актами Азербайджанской Республики).

(Mənzil Məcəlləsi, Maddə 55. Yaşayış sahəsinə ehtiyacı olan qismində vətəndaşların uçotdan çıxarılması. 55.1.4. qanunvericiliklə müəyyən edilmiş qaydada Azərbaycan Respublikasının qanunvericilik aktlarına əsasən yaşayış sahəsinin əldə edilməsi üçün güzəştli ipoteka krediti verildikdə).

С другой стороны, Фонд Yaşat  закрывает потребительские кредиты ветеранам с инвалидностью, также взятые до войны, но, согласно правилам Фонда, ипотечные кредиты в эту категорию не попадают. 

Следует указать, что здесь отчасти есть и ошибки самих ветеранов, ибо при получении ипотеки часто не оформляется страховка, которая дает определенные льготы в случае получения инвалидности.   

Есть и другая проблема, вызывающая необоснованное недовольство ветеранов -   некоторые из них пытаются получить жилье   в столице или других городах, где они, возможно, жили годами, но жилье выдается только по месту регистрации и это правильно.

Вопрос:  Как решается определение инвалидности в случае с гражданскими людьми, пострадавшими в войне?

Ответ:  В результате имеющейся и незамеченной законодателями правовой бреши, гражданский человек, потерявший руку во время обстрела Барды, с точки зрения закона никаких особых льгот не получает и пользуется теми же правами, что и обычные инвалиды по болезни.

Согласно разъяснению к Постановлению  Кабинета Министров за №453 от 20.11.2020г., гражданские лица, погибшие или пропавшие без вести в ходе боевых действий, получают статус шехида и вместе с этим почти все льготы, как и шехиды военнослужащие; а гражданские лица, получившие инвалидность в результате боевых действий, в этом указе не упомянуты вовсе. Лица погибшие в результате агрессии Армении в населенных пунктах в стороне от линии фронта также считаются шехидами. 

Надеюсь, что указанные три проблемы будут разрешены соответствующими изменениями и поправками.--0--

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей