Construction of the Fizuli-Shusha road
***
Вопрос: Сабит бей, как должен проходить процесс реинтеграции освобожденных от оккупации территорий?
Ответ: Кямран бей, наверное, Вы согласитесь с тем, что реинтеграция освобожденных районов, означает, проще говоря, полноценный возврат этих районов к участию в политической, экономической, социальной и культурной жизни Азербайджанской Республики и постепенное устранение отличий их статуса от других районов. Разумеется, этот процесс требует времени, усилий и воли. Также, потребуются немалые затраты на этот процесс. И если мы хотим, чтобы он прошел в возможно короткие сроки и с меньшими затратами, то необходимы – качественное планирование предстоящей работы, максимальная прозрачность; подотчетность расходов; участие в нем граждан, обеспечение на высоком уровне деятельности институтов гражданского общества.
По всей вероятности, правительство Азербайджана работает над тем, чтобы реализуемые программы имели четкие временные рамки по каждому мероприятию и сопровождались соответствующими индикаторами, обеспечивающими оценку результатов. Очень хотелось бы, чтобы эти программы были обнародованы, чтобы около 700 тысяч человек, которые вернутся в эти регионы, знали, в какой последовательности и примерно в какие сроки произойдет «большое возвращение». Подавляющее большинство этих людей с нетерпением ждет возвращения в родные края. И, насколько мне известно, значительная часть этих людей хотят начать восстановление своих очагов, домов, садов и огородов. Но их туда не пускают под предлогами разминирования и подготовки инфраструктуры (дороги, коммунальные услуги, средства связи и т.д.).
Естественно, сначала должно произойти разминирование районов. Но, ведь есть и не заминированные территории, например, Зангилан, Губадлы, Кельбаджар, Лачин. Здесь также затягивается возвращение людей. А ведь, скорейшее возвращение этих районов к жизни, наполнение их жителями означает, также, усиление защищенности границ.
К примеру, предположим, житель какого-либо села в Губадлинском районе желает посетить свой дом (который, скорее всего, разрушен), свое подворье. Он хочет оценить, во сколько обойдутся восстановительные работы, прикинуть какие понадобятся строительные материалы, то есть этот человек хочет запланировать свое возвращение в родные края и подготовиться к этому.
Почему бы не позволить ему это? Понять это не просто. Если организовать для людей 2-3-дневные поездки в их родные села, это их только обрадует. Они смогут ознакомиться с ситуацией на месте и начать планировать свое возвращение, восстановление своих домов. В конце концов, эти люди в течение 30-ти лет жили в ожидании своего возвращения. Мегапроекты, безусловно, важны. Но они не должны оттягивать процесс возвращения людей к родным очагам. Оба процесса должны идти параллельно. Надо дать возможность людям съездить хотя бы на несколько дней к родным очагам, увидеть в каком состоянии их жилища, спланировать возвращение своих семей, начать копить деньги, запасаться стройматериалами и т.д. Им понадобится лишь некоторая финансовая помощь. Можно запустить различные механизмы финансовой поддержки, включая безвозмездную помощь и льготное кредитование. Сил на все это у нашего государства достаточно. Только таким образом возможно скорейшее возрождение и оживление освобожденных регионов. То есть с прямым участием людей. В целом же, мое впечатление таково, что сегодня восстановление освобожденных регионов является главной заботой руководства Азербайджана. Это очевидно. Но, очевидно и то, что возвращение людей в родные края как бы отодвинуто на второй план. Так не должно быть.
Вопрос: Как решить вопрос с карабахскими армянами, которые хотят жить в Азербайджане? Ведь, они также считаются гражданами Азербайджана. Возможно ли совместное проживание армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе? Если судить по тому, что пишут в социальных сетях, то, этого не хотят ни армяне, ни азербайджанцы. Как быть?
Ответ: Недавно глава государства говорил об Общекавказском доме. Прекрасная идея. Строительство Общекавказского дома и благоденствие живущих в нем людей, не в последнюю, очередь зависит от добрых отношений его обитателей. Как это сегодня мы видим на примере Швейцарии. Может возникнуть вопрос: могут ли в принципе улучшиться отношения между карабахскими армянами и тюрками? Конечно, это очень непростой вопрос. Но, это возможно. Это доказывает мировая, да и наша собственная история.
Разве эти отношения не улучшились после кровавых событий начала прошлого века? Отношения не были идеальными, но были вполне нормальны. Естественно, и теперь отношения вновь могут постепенно улучшаться. Шаг за шагом можно двигаться в этом направлении.
Главным условием нормализации отношений является суровое наказание тех, кто окажется виновен в конфликтах на этнической почве. Следует четко заявить об этом и каждый должен это хорошенько усвоить. Нашим народам пришлось усвоить этот урок в прошлом веке при жестком советском режиме. Молодое поколение не знает об этом, но старшее поколение, я думаю, очень хорошо помнит эти уроки. Если и теперь не последует суровое наказание, то взаимные оскорбления, брань и конфликты продолжатся. Но, наряду с наказанием существуют и иные способы постепенного улучшения отношений, которые можно запустить параллельно. Например, в сферах экономики, деловых отношений, культуры и прочее. Можно запустить десятки механизмов. Например, механизмы стимулирования совместных проектов в сфере бизнеса. Или, скажем, зоны свободного рынка в приграничных зонах и т. д. Повторяю, возможны десятки механизмов стимулирования и мотивации процессов в направлении улучшения взаимоотношений.
Обеспечение упомянутых условий требует наличия воли и терпения. Потребуются даже определенные расходы. Следует также отметить, что интеллигенция, старейшины обеих сторон также могут внести свой вклад в развитие процессов в позитивном направлении. В советское время была популярная песня «Стали братьями Хайастан и Азербайджан». Конечно, возможность нашего с ними братания крайне проблематична, но поддержание нормальных отношений и взаимовыгодное сотрудничество возможно.
Азербайджанская сторона на самом высоком уровне заявила о возможности армян, проживающих в Карабахе, вновь стать гражданами Азербайджана. Конечно, сделать это насильно невозможно, они сами должны принять это решение. Но, с технической точки зрения это не проблема. Скажем, в Ханкенди (Степанакерт) открывается филиал ASAN (сотрудники которой на первом этапе могут быть азербайджанцы русского происхождения, а затем они могут быть заменены местными армянами, восстановившими свое гражданство). Жители города, желающие вернуть азербайджанское гражданство, должны будут обратиться в ASAN с заявлением. Заявления будут рассмотрены в кратчайшие сроки (для проверки, - был ли заявитель гражданином Азербайджана в советское время или, если ему менее 30 лет, были ли его родители гражданами Азербайджана? Цель этой проверки понятна, выяснение, не является ли этот человек выходцем из Сирии, Ливана или какой-либо другой зарубежной страны), после чего ему будут выданы удостоверение личности и паспорт. Проживающие в сельской местности и желающие восстановить азербайджанское гражданство могут обратиться в мобильную службу ASAN. То есть с технической точки зрения особых проблем не вижу.
Вопрос: Существует проблема, которая беспокоит вынужденных переселенцев. Условия безопасного совместного проживания с армянами. Потому, что совместное проживание двух враждующих более 30-ти лет народов, не обойдется без инцидентов. Как должен регулироваться этот вопрос?
Ответ: Например, возвращение азербайджанских тюрков, проживавших в Ханкенди в советское время, в ближайшее время, проблематично. Но если отношения улучшатся, если армяне начнут возобновлять свое азербайджанское гражданство, то этот процесс станет возможен. Аналогичная ситуация и с возвращением армян в Шушу. По-другому обеспечить безопасность этих людей практически невозможно. Не приставишь же к каждому охрану.
Вопрос: Что может гарантировать стабильность в регионе? Кто может быть уверен, что там будут жить вместе две нации, долгие годы враждовавшие друг с другом?
Ответ: Пока что гарантом стабильности является Россия. Но, к сожалению, то, что она выступила в качестве гаранта, связано не только и как я думаю, не столько с ее миротворческими устремлениями. Укрепление позиций России на Южном Кавказе входит в цену возвращения наших территорий. А превращение Азербайджана в гаранта стабильности в Карабахе возможно путем улучшения отношений с армянами. Правда, согласно подписанному 10 ноября соглашению, через 5 лет Азербайджан или Армения могут в одностороннем порядке потребовать от российских миротворцев покинуть территорию. Но я лично не верю в реальность этого одностороннего требования. Есть 3 варианта вывода российских войск из региона: 1) российское правительство по каким-то причинам само приходит к этому решению; 2) какая-то мировая сила принуждает Россию к этому; 3) Азербайджан и Армения совместно требуют, чтобы российские войска покинули наши территории. Только при этом, третьем варианте мы можем стать «игроками». А он, возможен при улучшении отношений.
Вопрос: Кстати, в 1988-1992 годах из Армении в Азербайджан было вынуждено бежать 350 тысяч человек. Даже было провозглашено государство Западный Азербайджан (Иреван) в эмиграции. Эти люди - наши соотечественники, проживавшие на территории Армении и изгнанные оттуда. Они тоже хотят вернуться на свою землю. Они также должны считаться гражданами Армении. Как решится их судьба? Азербайджан готов признать армян, проживающих в стране, в том числе в Нагорном Карабахе, своими гражданами. Не должна ли в таком случае и Армения признать азербайджанцев своими гражданами? Не должны ли быть такие вопросы предметом переговоров между двумя государствами?
Ответ: Нам еще далеко до таких переговоров. Все зависит от того, как сложатся отношения между армянами и азербайджанскими тюрками. Опять же, уместно вспомнить о строительстве Общекавказского дома, предложенном главой государства. Если процессы пойдут в этом направлении, то каждый сможет жить в мире и спокойствии там, где ему заблагорассудится. Как в Швейцарии.
Вопрос: Как Вы думаете, что можно сделать для восстановления стабильности в регионе, прекращения конфликта между двумя народами раз и навсегда?
Ответ: По-моему, я уже ответил на этот вопрос. Можно сделать многое, было бы желание, воля, смелость и терпение с обеих сторон.
Написать отзыв