Последнее обновление

(9 часов назад)
Açıq mənbələrdən foto

Açıq mənbələrdən foto

***

-На азербайджано-армянской границе вновь наблюдается напряженность. Снова битва, снова потери. Что происходит между Азербайджаном и Арменией? Может ли снова начаться серьезная война? Или, как и  апрельские бои 2016 года, эти бои будут затухать через несколько дней?

-Во-второй раз инцидент произошел на азербайджано-армянской границе. В данном случае это неинтересно для азербайджанской стороны, потому что Азербайджан укрепил там свои посты и контролирует их. И считает, что, если  на этой территории произойдет инцидент, Армения может  воспользоваться этим и обратиться в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Как известно,  Армения уже воспользовалась этой возможностью.

Не верю, что на азербайджано-армянской границе начнется широкомасштабная война. Даже если Азербайджан попытается продолжить это, армянская сторона отступит. Так как армянская сторона понимает, что военные действия на принесут ей пользы. Фактически ОДКБ поставило Армению в плохую ситуацию, но и внутри страны большинство знает, что Пашинян  сделал не правильный шаг. Потому что армянская общественность не желает  каких-либо изменений на азербайджано-армянской границе.

Как видно, Россия уже отправила обеим сторонам свое послание с призывом  прекратить военный конфликт. Азербайджан фактически мог бы выиграть от выхода на международный уровень   в связи с происходящим  на азербайджано-армянской границе в этом вопросе. Потому что все существующие структуры и государства высказали свое мнение по этому вопросу и не ставили Азербайджан в безвыходное положение. То есть Азербайджан не проиграл в этом вопросе.

-Что стало причиной начала этих боев?

- Армянская сторона фактически создала провокацию для начала боевых действий, обстреливая военные посты Азербайджана. А азербайджанская сторона ответила адекватно. Стрельба тем самым еще более расширилась.

-В течение значительного времени нет прогресса в переговорах, и с прошлого года руководство обеих стран говорит друг с другом языком  войны. Не является ли конфликт на границе результатом этой риторики или есть другой закулисный подтекст происходящего, о котором мы не знаем?

- Нет прогресса. В отсутствии прогресса заинтересованная  противоположная сторона. Она заинтересована в том, чтобы под разными предлогами тянуть время за столом переговоров. Мы видим пример этого с мая 2018 года. Хотя с 2016 года фактически Армения пошла  переговоры. После 2018 года, то есть после прихода к власти Пашиняна, можно сказать, происходят различные уклонения  от переговоров. Также чувствуется, что новое руководство не заинтересовано в проведении реальных переговоров и имитирует, что в этих переговорах есть определенное продвижение.

Естественно, на инциденты влияет и риторика в Азербайджане и Армении. В Азербайджане всегда будет эта военная риторика. До тех пор пока  Азербайджан не убедится, что переговоры вышли на  реальные результаты по достижению реального мира, эта риторика будет продолжаться. И в Армении риторика не миролюбивая. Эти словесные стычки между руководителями Армении и Азербайджана являются ярким примером этой риторики. Армения использует эту риторику больше для нагнетания конфликта.

- Где Россия стоит в этом вопросе? О происходящих в регионе событиях Россия не может знать заранее. Считаете ли вы, что все происходящее согласовано с Россией?

-Если бы Россия могла дать положительный ответ Армении в ОДКБ, то мы, наверное, могли бы сделать вывод, что за этим инцидентом стоит Россия. Однако оказалось, что Россия не смогла принять в ОДКБ решение, которое могло бы поддержать Армению. Возможно, у России здесь двойная политика. Он делает реверанс в сторону  Азербайджана и желает преподать урок Пашиняну. Однако  есть риск того, что этот  шаг России в целом может вызвать  возмущение  свободомыслящих, демократических людей, находящихся у власти в Армении. Россия играет очень рискованно, если играет так. Россия не очень серьезно помогает Азербайджану в этом. Напротив, это событие привело к росту внутренней напряженности в Азербайджане, а также усилению военной риторики. Если Россия это сделала, она играет очень неправильную и рискованную игру. Здесь у России не будет дивидендов. Просто Россия еще раз довела до внимания международной аудитории, что  конфликт находится  под ее контролем. Россия, наверное, не хотела бы, чтобы здесь произошел безрезультатный инцидент. Если бы это был хорошо рассчитанный результат, Россия ударила бы здесь. Тогда мы могли бы сказать, что да, это напрямую служит интересам России.

- Долгое время информация о возможном начале боев  гуляла не официально. Даже если верить сказанному, бои должны были начаться раньше, но пандемия  отодвинула сроки. Какая у вас информация об этом?

- Хотя с обеих сторон военная риторика сильна, обе стороны не заинтересованы в начале серьезной войны, особенно на армяно-азербайджанской границе. Бои на границе мало-много раз проводила Армения, чтобы   подключить ОДКБ к этому вопросу. Точнее, проверить его пульс. Как видно,   не получилось. Но в целом это не в их интересах. Поэтому предположение о том, что может быть серьезная битва, было ошибочным. Просто стороны могли проверить отношение обществ к конфликту, чтобы еще раз проверить свое отношение к конфликту. Возможно, это было бы необходимо, чтобы показать опасность наличия  внешнего врага после того, как Пашинян отобрал депутатский  мандат у Гагика  Сарукяна. Действия  армянской полиции и друга Пашиняна в этих процессах вызывают определенные сомнения.

Азербайджан в период пандемии старался демонстрировать спокойствие. Даже передал  средства  во Всемирную организацию здравоохранения  для борьбы с коронавирусом. Он пытался демонстрировать спокойствие  во время пандемии. Азербайджан не был заинтересован в конфликте.

- Азербайджанские земли оккупированы и страна находится в ожидании годами, чтобы мирным путем освободить их от оккупации. Но переговоры не приносят пользы. Что нужно было сделать, чтобы освободить азербайджанские земли от оккупации? Какие шаги, по вашему мнению, должны были быть предприняты для освобождения земель от оккупации?

- Азербайджанские земли 28 лет находятся под оккупацией. И неизвестно, как долго этот вопрос  может растянуться. Оккупация этих земель обусловлена просто слабостью власти в Азербайджане и неспособностью объединить народ. Освободить земли от оккупации очень сложно. Правительство также понимает, что можно легко потерять что-то, но вернуть  очень сложно. Поэтому правительство учитывает эти риски и понимает, что,  военную риторику  даже на словах  необходимо поддерживать. Но в то же время не рискует отстраниться от переговоров, потому что отказ от переговоров будет означать, что Азербайджан желает вернуть земли силой.  Однако реальные возможности вернуть земли  силой весьма ограничены. Поэтому правительство должно вести переговорный процесс очень профессионально и серьезно. Международное давление на Армению и Нагорный Карабах должно продолжаться. Правительство знает и видит логическую последовательность этого. Азербайджанское правительство также работает над тем, чтобы развеять все аргументы Армении на международной арене, и считает, что оно может показать международному сообществу, что Армения не может нести бремя оккупированных территорий. Отношение международных организаций и государств к Армении уже не то. Они понимают, что если страна хочет мирно жить   в рамках Восточного партнерства Европейского Союза, то она не может оккупировать территорию государства-члена той же организации. Этот факт вызывает у Армении много проблем. В какой-то момент у определенных политических сил или определенных слоев населения Армении появится идея избавиться от бремени Карабаха. Переговоры для них тоже неизбежны.

 

 

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей