delyagin
***
- Ровшан бей, президент подписал распоряжение об утверждении программы “Азербайджан 2030: национальные приоритеты социально-экономического развития”. Что есть в этой программе и как вы ее оцениваете?
- Это не программа, а документ, устанавливающий приоритеты всех программ и стратегий, которые правительство будет разрабатывать в ближайшие 10 лет в социально-экономической сфере. То есть программы и стратегии, которые будут приняты в будущем, будут разрабатываться с учетом 5 приоритетов. Эти приоритеты включают в себя построение устойчиво растущей конкурентоспособной экономики, построение общества, основанного на инклюзивной и социальной справедливости, построение страны, основанной на конкурентоспособном человеческом капитале и современных инновациях, возвращение на освобожденные территории и обеспечение чистой окружающей среды.
Каждое правительство должно иметь четкое видение будущего страны, а среднесрочное и долгосрочное видение должно основываться на профессиональном планировании. В этой связи принятый документ о приоритетах следует рассматривать как один из важных элементов планирования современного менеджмента. Особенно в условиях формирования эффективной бюджетной системы разработка национальных приоритетов развития и соответствующих стратегий является шагом в правильном направлении с точки зрения интеграции государственных программ в бюджет.
То есть в данном случае можно обсуждать не то, насколько необходимо принятие национальных приоритетов социально-экономического развития, а то, учитывают ли они приоритеты развития страны.
- Как вы думаете, можно ли с помощью таких программ изменить реальную ситуацию?
- Даже самый проработанный программно-стратегический документ, самые совершенные правовые механизмы не являются "волшебной палочкой", которая выведет страны из кризиса. Профессионально разработанный документ также дает лучшие результаты, когда есть эффективное правительство, обладающее политической волей для полного осуществления мер, предусмотренных в этом документе. Управление программой должно разрабатываться с участием всех заинтересованных сторон, включая гражданское общество и бизнес. Программа способствует экономическому развитию, когда она полностью учитывает потребности общества, имеет измеримые показатели для измерения результатов и основана на независимом механизме мониторинга для оценки результатов. В противном случае программа создает видимость документа и остается бесполезной.
- Ранее на несколько лет было утверждено несколько таких программ развития и стратегических дорожных карт. Видим ли мы, как эти программы реализуются в жизни, как работают или дают какие-то результаты?.
- Для определения эффективности упомянутых Вами документов необходимы обширные исследования и систематический мониторинг. К сожалению, в этой области нет мониторинга, систематической оценки и диагностики со стороны какой-либо независимой организации, надежность которой не вызывает сомнений. Но, конечно, на основе некоторых важных целевых показателей, определенных в названных вами документах, можно сделать предварительные, хотя и в краткой форме, выводы. Например, в принятом в 2012 году документе “Азербайджан 2020: взгляд в будущее” говорилось, что азербайджанская экономика должна расти ежегодно в среднем на 7%. Однако по сравнению с 2012 годом, даже без учета последствий пандемии, рост азербайджанской экономики ежегодно за последние восемь лет составил в среднем максимум на 1,5%. Или же этот документ предусматривал сбалансированное развитие регионов. Но при изучении видно, что 8 лет назад 80% национального дохода в стране формировалось в Баку и на Апшеронском полуострове, сегодня ситуация такая же. Также за последние 8 лет не изменилась доля регионов в экспорте и формировании бюджета, оставшись на уровне 3-4%.
Еще одним документом стали дорожные карты, принятые в 2016 году. Согласно Стратегической дорожной карте, цель состояла в том, чтобы к 2025 году увеличить ненефтяной товарный экспорт на душу населения со 170 до 450 долларов. Эта цифра не изменилась за последние 5 лет. Или существенно снизить зависимость от Нефтяного фонда, провести процесс разгосударствления в ряде сфер, особенно в сфере связи, увеличить долю малых и средних предприятий в ВВП до 15%. Никаких шагов в этом направлении сделано не было, никаких положительных показателей не наблюдалось.
- Ровшан-бей, на ваш взгляд, какими должны быть национальные приоритеты социально-экономического развития Азербайджана?
- Пять представленных приоритетов можно считать нормальными. Однако эффективное государственное строительство должно быть одним из впереди идущих приоритетов. Обеспечение децентрализации, эффективности государственных расходов, участия в государственном управлении, прозрачности и подотчетности, а также повышение качества экономического законодательства должны были возглавить список приоритетов.
Или же - региональное развитие не должно рассматриваться как элемент какого - либо приоритета. Напротив, сбалансированное региональное развитие должно было стать отдельным приоритетом.
Другой пример: в нынешнем документе в качестве одного из элементов рассматривается сокращение бедности и создание справедливой системы социального обеспечения. Однако я думаю, что было бы очень логичным подходом устранить неравномерное распределение богатства и доходов, которое является проблемой, мешающей Азербайджану развиваться и даже угрожающей национальной безопасности, а построение общества без коррупции должно быть взято в качестве отдельного приоритета.
Развитие гражданского общества и демократических институтов были отдельными целями в Концепции "Азербайджан 2020". Эти направления не включены в настоящий документ. Хотя по сравнению с тем временем нам нужно больше инициатив и реформ в обоих направлениях.
- Каково ваше предложение по реализации этой программы, ее применению и результатам в реальной жизни?
- Невозможно достичь целевого экономического развития с помощью разработанных программ без повышения эффективности управления. Если бы возродить экономику можно было только с помощью подготовленных документов, то любая страна могла бы развиваться даже путем подготовки самых совершенных документов с привлечением экспертов из ведущих мировых мозговых центров. Однако мы вновь подходим к вопросу о том, насколько эффективно реализуются эти программы. Предлагаю, чтобы все программы и стратегии не были продуктом, подготовленным в кабинетах государственных служащих - они должны быть результатом широкого и всестороннего общественного обсуждения. Оценка выполнения и результатов этих документов должна быть поручена абсолютно беспристрастным, профессиональным и специализированным учреждениям.
Крайне важно также провести радикальные институциональные реформы. К примеру, считаю, что для достижения сбалансированного регионального развития необходимо создать отдельный автономный государственный орган, отвечающий за региональное развитие и непосредственно за этот вопрос. Или в развитии региона должны увеличиться полномочия и финансовая независимость органов местного самоуправления. Проекты, связанные со строительством региональной инфраструктуры, должны реализовываться органами, избранными гражданами и под их контролем.
Необходимо расширить участие общественности в управлении, а также максимально повысить прозрачность и подотчетность всех без исключения государственных органов. В результате этих мер принятые документы дадут положительные результаты.
Написать отзыв