Açıq mənbələrdən foto
14 января руководители СМИ, журналистских организаций и группа экспертов обратились к Президенту Ильхаму Алиеву с просьбой не подписывать новый законопроект «О медиа» и вернуть его на доработку в парламент. Авторы обращения, выражая серьезную обеспокоенность по поводу содержания указанного закона, отмечают, что он был подготовлен и представлен в парламент без общественных обсуждений, без учета мнений независимых СМИ и юристов.
“После оглашения текста законопроекта мы подготовили и представили пакет предложений, позволяющий за короткий срок улучшить, не совпадающее со стандартами свободы СМИ и выражения мнений, реакционное содержание проекта. Но, к сожалению, выдвинутые нами важные предложения также остались без внимания. Милли Меджлис в итоге принял проект, внеся несколько изменений технического характера.
Законопроект, содержание которого не соответствует нормам и стандартам медиа, текст которого абстрактен, а понятия запутаны, полностью подчиняет журналистскую деятельность государственному регулированию. Он дает государству ключ ко всем решающим регулирующим положениям, начиная от определения того, кто может заниматься журналистикой на законной основе, до условий получения онлайн-СМИ лицензии или заключения от исполнительной власти. Процесс подготовки законопроекта, его содержание не соответствуют как Закону «О доступе к информации», так и Конституции Азербайджанской Республики и положениям международных договоров, связанным со свободой медиа, в которых Азербайджан выступает партнером», - говорится в обращении.
Обращение подписали председатель Союза журналистов «Ени несил» Ариф Алиев, председатель Форума развития интернета в Азербайджане Осман Гюндюз, главный редактор газеты “Зеркало» Эльчин Шихлы, специалист по медиа-праву Алескер Мамедли, директор информационного агентства Turan Мехман Алиев, председатель Общественного объединения “Центр журналистики и развития», медиа-эксперт Гулу Магеррамли, специалист по медиа-праву Халид Агалиев.
Отметим, что ранее многие члены гражданского общества обращались к общественности, парламенту, международным организациям с просьбой не принимать законопроект о СМИ. Однако, несмотря на все это, Милли Меджлис принял этот законопроект в трех чтениях. Теперь президент имеет право подписать или отозвать этот законопроект. Именно по этой причине на этот раз представители СМИ обратились к президенту с надеждой вернуть законопроект на доработку.
На вопросы ASTNA ответил подписавший это обращение специалист по медиа праву Халид Агалиев.
* * *
Вопрос: Халид бей, вы обратились к президенту с просьбой не подписывать Закон о СМИ. Почему Вы решили написать это обращение?
Ответ: Чтобы законопроект приобрел силу закона, он должен быть принят во 2-м или 3-м чтениях в Милли меджлисе и утвержден главой страны. Это процедура, соблюдение которой обязательно. Утверждение президентом законопроектов, одобренных Милли Меджлисом, является последним, решающим этапом. Медиа-эксперты и эксперты по медиа-праву, подписавшие обращение и мы с Алескером Мамедли внимательно следили за процессом в течение 20 дней, когда законопроект был обнародован и находился на повестке дня. Можно даже сказать, мы были его участниками. А. Мамедли поддерживал тесные контакты с членами Милли Меджлиса. Мы также подготовили и представили более 40 предложений по поводу реакционного содержания законопроекта. Почти ни одно из них не было принято во внимание. В итоге этого процесса содержание законопроекта, принятого Милли Меджлисом, служит не свободе слова и СМИ, а дальнейшему сужению и ограничению этих основных прав. Наши возможности предотвратить неэффективный и вредный для страны проект ограничивались обращением к президенту. Поэтому мы использовали это последнее внутреннее средство. Раньше имело место практика, когда глава государства использовал в отношении законопроектов право вето. Мы использовали этот опыт и надеемся, что наше обращение будет оценено по достоинству.
Вопрос: Но, ведь разработка нового законопроекта о СМИ была именно инициативой президента, и вы отметили это в обращении. Т.е., Вы думаете, что законопроект, подготовленный по инициативе самого президента, будет им же возвращен?
Ответ: Документ, подписанный главой государства в начале 2021 года, предусматривал подготовку и принятие закона о СМИ. На мой взгляд, этот документ также является реакцией на распространение контента уничижительного характера по большей части через интернет-СМИ.
Мы полагаем, что основная причина популярности контента, нарушающего пределы права на свободу выражения, в СМИ и в особенности в Интернете, кроется не в законодательстве. В отсутствии объективной, правдивой информации, унижающий достоинство контент и выражения, нарушающие границы свободы слова, стали более привлекательными для общественности.
Основная причина этого – подавление свободных медиа, отсутствие условий, способствующих свободной деятельности журналистов, и полный контроль над теле- и радио-СМИ, одними из основных источников информации в обществе.
Свобода – есть главное условие устранения всех проблем.
Новый закон не только не устранит проблемы, но и еще больше усугубит их, так как предусматривает с точки зрения условий более широкого правового пространства, в которое входит Азербайджан, нелегитимные ограничения свободы выражения мнений. В своем обращении мы постарались подчеркнуть это. Возможность несоответствия прошедших через Милли Меджлис законопроектов интересам страны не исключена, мы наблюдали это, поэтому, исходя из своих функций, мы как гражданское общество, как СМИ, обратились к главе страны. Кстати, в своем выступлении несколько дней назад президент коснулся и роли СМИ. Конечно, принимать окончательное решение не нам, наша задача-предупредить тех, кто принимает решения о том, что мы считаем вредным для страны, и это пример того, что мы свою работу выполнили.
Вопрос: Перед обсуждением законопроекта в парламенте у Вас было много поправок к этому законопроекту. Были ли эти поправки внесены в закон?
Ответ: Из всех важных предложений, озвученных Алескером Мамедли, Мехманом Алиевым, Эльчином Шихлы, Гулу Магеррамли, в итоге было принято лишь одно. Но это было техническое предложение, высказанное нашими коллегами на фоне общего несоответствия законопроекта. В то же время до последнего чтения в Милли Меджлисе было подготовлено и представлено в письменном виде свыше 40 предложений. К сожалению, эти предложения также учтены не были. В итоге парламент принял обнародованный 10 декабря Законопроект.
Вопрос: если президент подпишет этот законопроект в таком виде, то что ждет СМИ, журналистов, а точнее независимых журналистов?
Ответ: Новый закон дает профессионалам, занимающимся легальной журналистской деятельностью, такую трактовку: журналист – это лицо, осуществляющее деятельность по гражданско-правовому договору на основе авторского права в субъекте СМИ по трудовому договору или в частном порядке, основным видом деятельности которого является непрерывный сбор, подготовка, редактирование и производство, передача информации, а также выражение мнения (комментирование) в отношении этой информации и является лицом, которое осуществляет эту деятельность с целью получения дохода. В этой трактовке хорошо видны условия того, кто может считаться журналистом. С точки зрения критериев Совета Европы эти условия более конкретны и ясны. В документах СЕ определение журналист таково: журналист – это лицо, основным видом деятельности которого является постоянный поиск, получение, подготовка, передача и распространение информации и которое осуществляет эту деятельность свободно или на договорной основе с каким-либо субъектом СМИ. Разница в том, что новый закон вводит условие контракта с каким-либо СМИ. Это условие является ограничительным, оно не соответствует статусу свободного журналиста. Если сравнивать грубо - в Азербайджане известны рамки для тех, кто может заниматься адвокатской деятельностью, этой деятельностью могут заниматься члены Коллегии адвокатов. В свете же нового закона - легальной журналистской деятельностью смогут заниматься только те журналисты, которые включены в реестр, который будет сформирован правительством в соответствии с этим законом.
Вопрос: В последнее время мы является свдетелями случаев, когда журналистов вызывают в прокуратуру, а в судах штрафуют. Как вы думаете, это связано с новым законом, который еще не подписан, или в каких-то других законах такие случаи узаконены?
Ответ: Предупреждения, штрафы, наблюдаемые в последние месяцы, предусмотрены в других законах о журналистской деятельности, принятых ранее. Например, Генеральная прокуратура вызывает и делает журналисту предупреждение в связи с его статьями. Это соответствует закону «О прокуратуре». Штрафование журналистов за их публикации также осущствляется в соответствии с изменениями в Кодексе об административных правонарушениях, внесенных в 2017 году. Однако оба случая в широком понимании не соответствуют философии права на свободу выражения мнений. Вызов журналиста в государственное учреждение, допрос их в течении многих часов и сделанное в конце всего этого предупреждение, в сущности должно быть приравнено к цензуре. Такая случаи не только запугивают людей, но и удерживают предупрежденных журналистов от того, чтобы они писали правду, критиковали. Штраф журналистов за контент, который они публикуют в контексте критических общественных дискуссий, порождает такой же эффект. Если подходить к упомянутым Вами штрафам и предупреждениям в общем контексте, то их можно рассматривать как предвестников более жестких и широких ограничений, которые внесет новый закон.
Вопрос: Что могут сделать СМИ, независимые журналисты для защиты своих профессиональных стандартов и принципов в случае вступления в силу таких законов? Каков выход из сложившейся ситуации и в случае вступления закона в силу?
Ответ: Азербайджан, к сожалению, не имеет хороших показателей в измерениях индексах медиа, свободы выражения. Основной причиной этого является отсутствие благоприятной среды для деятельности свободных СМИ. Все другие средства массовой информации, за исключением интернет-СМИ, прямо или косвенно находятся под влиянием правительства. Выходом является хорошее, соответствующее европейским стандартам, законодательство, деятельность, которая служит созданию далекой от притеснений и давления, благоприятной среды для медиа.
Камран Махмудов
Написать отзыв