www.romania-insider.com
***
-Натик бей, на совещании Кабмина по итогам прошлого года Президент Азербайджана заявил, что внешний государственный долг страны находится на низком уровне, в пределах 17% от ВВП, а в этом году еще более сократится. На сегодня наш внешний госдолг составляет 17,2% от ВВП. На самом ли деле для такой страны как Азербайджан, это низкий показатель?
- В Азербайджане имеются серьезные проблемы в методике подсчитывания внешнего долга. Правительство страны включает в свой баланс лишь официально взятые долги и уже израсходованные кредиты. Так, есть соглашения, по которым и в этом году будут взяты кредиты, но оно это не учитывает. Кроме этого, одним из важных вопросов является то, что наше правительство не включает в свой баланс кредиты, взятые госкомпаниями под государственные гарантии. Именно поэтому, по расчетам Минфина, и получается такая малая цифра в 17%. Однако кредиты, взятые под госгарантии такими госкомпаниями, как SOCAR, «Азерэнержи», Каспийское Морское Пароходство, «Азерсу», AZAL и др., также должны быть включены в госдолг. В таком случае на сегодня внешний долг Азербайджана составит, примерно, 40% от ВВП. Хотя это и не столь опасная цифра, но все же более чем в 2 раза выше объявленных правительством 17%.
-Президент сказал также, что страна располагает финансовыми возможностями для сокращения внешнего долга в краткие сроки. На чем основано его утверждение? И отражает ли это реальность?
-Естественно, что финансовых резервов у Азербайджана для этого достаточно. Так, совместные ресурсы Центробанка и Госнефтефонда составляют примерно $51 млрд. Однако так рассуждать нельзя, ибо разом закрыть внешний долг или направить сюда все ресурсы было бы неверно. Поэтому формально и математически Азербайджан имеет возможность полностью закрыть свой внешний долг за один день. Но так не делается, в мире, в международных отношениях такого подхода нет. Хотя, действительно, у Азербайджана достаточно финансовых возможностей для погашения внешнего долга.
-Правительство прогнозирует, что в этом году внешний госдолг можно будет снизить примерно на 1%. А какова здесь реальная ситуация. Можно ли будет реализовать этот план?
-Здесь речь идет о снижении на 1% внешнего долга относительно к ВВП. То есть правительство Азербайджана поставило перед собой такую цель, добиться которой в этом году на самом деле можно, поскольку для этого требуется небольшая сумма. Но, как я уже отмечал, пока не будет изменена методика подсчета госдолга, реальная ситуация будет отражена неверно. Необходимо учитывать также и долги госкомпаний, чтобы можно было судить об истинном процентном соотношении внешнего долга и ВВП. Например, взятый под госгарантии кредитный долг только SOCAR равен официально озвученному госдолгу Азербайджана. Поэтому я считаю, что после изменения методики расчета можно будет правильно подсчитать повышение или снижение отношения госдолга к ВВП.
-Есть ли у страны возможности для еще большего уменьшения внешнего госдолга в этом году?
-Финансовые ресурсы страны позволяют сделать это, но речь идет о другом. Дело в том, что в 2020 году ожидается получение очередного транша кредита для завершения проекта ТАР. Кредитный договор уже заключен, и в этом году в страну поступит минимум 400 млн. евро, что сразу же приведет к росту внешнего госдолга. В бюджете на 2020 год для покрытия внешнего госдолга предусмотрено выделить 1,7 млрд. манатов, то есть около $1 млрд. Если объем заимствований по гослинии будет меньше $1 млрд., то в этом году можно будет снизить внешний госдолг.
- Как наличие внешнего госдолга сказывается на жизни населения Азербайджана?
- В разных формах. Во-первых, ежегодно примерно 10%, а если взять 2018, 2019 и 2020 годы, то 10-12% госбюджета расходуется на погашение этого долга. И если бы его не было, то эти средства можно было бы направить на улучшение социально-экономического положения граждан Азербайджана. В этом плане, конечно же, наличие внешнего госдолга непосредственно сказывается на жизни населения страны.
-Как образуется внешний госдолг? И почему он накопился в таком объеме?
-Основная причина роста этого долга связана с реализацией проектов «Шахдениз-2» и «Южный газовый коридор» (ЮГК). Так, в 2014 году внешний госдолг Азербайджана составлял 8% от ВВП, а, начиная с 2015 года, в рамках проекта ЮГК Азербайджан стал ускоренно обрастать долгами. Для реализации данного проекта только лишь наша страна тратит около $24 млрд., около половины которых составляют кредиты, взятые у иностранных финансовых институтов. Быстрый рост кредитов, взятых Азербайджаном под газовые проекты в последнее пятилетие, и привел к такому госдолгу.
- Как можно полностью погасить внешний госдолг? Что необходимо делать государству, чтобы у него не было внешнего долга?
-В мировой экономике отсутствует понятие полного погашения внешнего госдолга, ибо он имеется у всех государств. И это вполне нормально, и не так уж опасно. Чревато негативными последствиями доведение соотношения внешнего госдолга к ВВП или госбюджету до опасной черты. И недопущение этого должно быть основной целью. Есть страны, внешний госдолг которых почти равен ВВП или даже превышает его. А это уже – серьезная проблема. И трудности таких стран продолжают расти. Внешний госдолг Азербайджана еще не достиг опасной черты, и даже если учесть все его заимствования, то он не составляет даже и половины ВВП.
Но опасность представляет сама тенденция стремительного обрастания страны госдолгами и необходимо осознать и предотвратить ее. По сути, проблемой Азербайджана является не наличие у него госдолгов, а обеспечение нормального, прозрачного освоения кредитов. Ибо во многих случаях полученные страной кредиты, особенно выделенные для госкомпаний, становятся жертвой коррупции.
Написать отзыв