Açıq mənbələrdən foto
***
Вопрос: Эльшан бей, в последние дни в социальных сетях регулярно распространяются видеоролики в связи с неэтичным поведениемх учащихся на уроках. Что происходит в школах? Считаете ли Вы происходящее провокацией или наглядным проявлением уровня учебно-воспитательной работы в школах?
Ответ: Если смотреть на проблему распространения в последние дни видеороликов о наших школах, пошире, то ничего особенного на самом деле не происходит. То есть у большинства из нас есть какие-то воспоминания о школьных годах. Но факт съемки и распространения в социальных сетях видео о нынешних учениках вызвал резкое осуждение со стороны общественности. Полагаю, высказанные замечания правильны, как в адрес органов управления образованием, школ или учителей, а также в адрес родителей. Откуда ребенку 14-16 лет знать что такое провокация? Происходящее всего лишь результат. У нашего образования серьезные проблемы. Посредством вот таких, казалось бы не связанных событий, время от времени эти проблемы и проявляются. И самая большая проблема заключается в том, что мы не хотим или не можем исследовать, найти и устранить причины, которые приводят к таким последствиям. Но и у этого есть свои причины.
Вопрос: помимо видеороликов о неэтичном поведении учащихся на уроках, в сети распространяется аудиозапись, на которой директор школы требует у учителя взятку. Распространяется также видеоролик о том, как воспитатель бьет ребенка, выкладываются кадры конфликта родителей с воспитателем. Если происходящее-провокация, против кого она направлена и какова ее цель?
Ответ: Многолетняя борьба Министерства образования со взяточничеством в школах не дает должного эффекта. Причина в том, что борьба не ведется систематически. Т.е., мы боремся с последствиями, наказываем, а иногда предпринимаем шаги, чтобы скрыть их от общественности. Хочу еще раз отметить, что ни о какой провокации и речи быть не может. Существует реальность, и эта реальность заключается в том, что на функциональные должности в Министерстве образования назначаются те, кто учился за границей, являются чьими-то родственниками или знакомыми, на основании такого подхода как, «если я знаю иностранный язык или учился за границей, значит, я знаю все», в отсутствии сотрудничества со специалистами имеющими опыт в сфере образования, в некомпетентности, в групповщине и прочими факторами. Так управлять образованием невозможно. Я уважаю каждого из этих людей как азербайджанца, как молодого человека. Но, хороший человек - это не профессия. И в тех, кто критикует недостатки, не надо видеть личного врага.
Вопрос: После появления видеороликов был наказан лишь один учитель и на этом вопрос посчитали закрытым. Правильно ли это? Почему не были наказаны директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог? Какие шаги следует предпринять, когда в школах происходят подобные случаи?
Ответ: Ка уже было сказано - это некомпетентность. Шаги, предпринимаемые сегодня, напоминают поиски черной кошки в темной комнате. Образование - это специфичная область. В этой области должны работать люди, имеющие отношение к этой сфере. Что произойдет, если в Минобороны или СГБ будут работать специалисты других сфер? Образование такая же специфическая сфера и шутить с этим нельзя. Мы вроде бы боремся со взяточничеством, но на самом деле его становится с каждым днем все больше. Возникает вопрос - это что за борьба такая? Мы неоднократно предлагали коллегам, возглавляющим или работающим в Министерстве образования, встретиться, провести обсуждения, рассмотреть наши предложения. Поверьте, они настолько замкнуты, так надменны, словно центральный исполнительный орган государства это их собственность. Все их мысли заняты различными проектами по «распилу» миллионов. И день ото дня ситуация принимает все более серьезный характер. Образование - это не та сфера, которой можно управлять через социальные сети .
Вопрос: Давайте также признаем, что в школах имеются психологи, но они бездеятельны. Педагогическая деятельность очень слаба. Будто в последние годы в Азербайджане педагогов не готовят. А вот к деятельности психолога в школах серьезно не относятся. В чем причина? Почему возникла такая ситуация?
Ответ: В школах парализована не только деятельность психологов, но и система воспитания. Положение, которое регулировало деятельность школьных психологов было отменено в 2018 году и до сих пор нет документа, которое бы регламентировало деятельность школьных психологов. Заработная плата школьных психологов очень низкая, я бы сказал, близка к зарплате технических работников. Для создания системы воспитания в школах, в первую очередь, должна быть принята концепция воспитания в стране. Система образования должна работать в соответствии с этой концепцией. Без обеспечения систематической работы психологов, невозможно выстроить систему обучения и воспитания в школе. Отчужденное отношение к школьным психологам (как к их деятельности, так и к самим психологам) должно измениться. Его нужно менять, не теряя времени.
Вопрос: Многие эксперты предлагают запретить учащимся приносить мобильные телефоны в школы, чтобы предотвратитьпоявление таких видеороликов. Правильно ли это? Насколько правомерно введение запрета на телефоны , с целью избежать появления таких видеороликов и скрыть от общественности происходящее в школах?
Ответ: Должны применяться правила внутришкольной дисциплины. Да, все, что мешает учебному процессу, в том числе и использование мобильных телефонов в процессе обучения, должно быть ограничено. Как для учеников, так и для учителей. Ученик во время урока занят своим телефоном. Иногда так делают и учителя (к сожалению, таких учителей немало). Следовательно, нарушается учебный процесс, что недопустимо. Почти у всех студентов есть мобильный телефон для подключения к онлайн-обучению, внедренному в период пандемии. Пусть будет. Но, в то же время из-за отсутствия в семьях контроля за использованием мобильных телефонов, у учеников возникла интернет-зависимость. Все мы видим, что это чревато серьезными осложнениями как для физического, так и духовного созревания детей. Использование мобильных телефонов, как учениками, так и учителями во время учебного процесса в школе, однозначно, должно быть ограничено
Вопрос: какие шаги необходимы для превращения школ в учебные, а также учебно-воспитательные центры?
Ответ: Вот уже 32-й год нашей независимости. В стране имеет 4432 общеобразовательные школы. Однако Положение об общеобразовательных школах отсутствуе до сих пор. Положение для общеобразовательных школ-интернатов было принят в 1994 году, но для других школ его нет. Постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики №5 от 13 января 2011 года был утвержден «Типовой Устав общеобразовательных шко». Но ни одна школа в нашей стране до сих пор не имеет индивидуального Устава, хотя в статье 1.3 этого документа написано, что этот типовой устав служит основой для создания индивидуального Устава каждой школы.
Прежде всего, должен быть создан Устав в соответствии с типами общеобразовательных школ. Каждая школа должна строить свою деятельность на эосновании этого Устава. Отсутствуют нормативно-правовые документы, касающиеся управления общим образованием, в том числе регулирования процесса обучения и воспитания в общем образовании. Должны быть разработаны Положения и инструкции относительно деятельности в сфере образования.
Мы до сих пор ничего не смогли сделать для организации методической работы в школах. Единственный центр научно-педагогических исследований в области образования, Институт развития образования не проводил и не проводит никаких работ в этой области.
Очевидно, что если мы хотим достичь какого-то позитива в сфере образования, то мы должны подойти к этому процессу комплексно. А для этого должны быть кадры, вышедшие из недр системы образования. Но, пока они не востребованы. Поэтому я не ожидаю в обозримом будущем положительных изменений.
Камран Махмудов
Написать отзыв