Последнее обновление

(1 час назад)
aa.com.tr

aa.com.tr

***

Вопрос: Халид бей, мы находимся в преддверии  Национального Дня печати. Как вы оцениваете происходящее в СМИ в текущем году?

Khalid Aghaliyev

Ответ: До середины прошлого года Азербайджан находился в состоянии войны и  все остальные вопросы, в общем перешли  на второй  план. За оставшийся, немногим более чем полугодовой период,  в СМИ не произошло фундаментального события, заслуживающего оценки. В течение нескольких лет были определенные ожидания, надежды на то, что произойдут кардинальные изменения, будут предприняты шаги, направленные на создание благоприятной среды для деятельности свободных СМИ. Однако эти ожидания себя пока не оправдывают. Нет ни стратегии, отображающей то, как строить будущее средств массовой информации, ни людей, открыто демонстрирующих решимость выработать, представить и реализовать такую стратегию. В этом контексте дискуссии вокруг законодательства о СМИ заслуживают внимания. По крайней мере, на повестке дня стоит хотя бы один вопрос, связанный со СМИ. Есть круги, обеспокоенные состоянием, есть мнения, призывы, направленные на улучшение состояния. Будет ли это мнение принято во внимание – другой вопрос. Но без таких призывов ничего хорошего не построить.  Полагаю, обобщая можно сказать, что итоги прошедшего года, к сожалению,  не дают оснований с оптимизмом смотреть в ближайшее будущее.

Вопрос: Были ли вообще в этом году в Азербайджане хоть какие-то положительные сдвиги в сфере СМИ?

Ответ: Если журналистов по-прежнему бросают в тюрьмы, привлекая уголовной ответственности за диффамацию, не обеспечивается  право на доступ к информации, законы, защищающие журналистов и СМИ, не работают, чуть ли не все СМИ зависят от финансирования правительством, говорить о прогрессе чрезвычайно сложно.  Могут быть какие-то, личные, персональные успехи, но историй, которые могли бы стать темой повествования о позитивном сдвиге в масштабах страны, нет. Если же говорить о нововведениях, то можно коснуться состоянии институтов, являющихся выражением внимания правительства к СМИ. По-видимому, подвергнув ревизии свою медиа-политику за последние 10 лет, правительство решило, что нужны какие-то новшества. Были осуществлены множество внешних изменений, создано агентство (речь идет о создании Агентства развития медиа Азербайджана на базе Фонда государственной поддержки развития СМИ – прим. Ред.), произошли изменения в регуляторе телерадиовещания (Национальном совете по телевидению и радио Азербайджанской Республики). Однако пока изменения эти, носят косметический характер. Они не оказали влияния на медиа-среду, которая должна стать свободной.  Изменения эти имеют индивидуальную направленность – возможно, те, кто получал меньше во времена предыдущих администраций, теперь обрели несколько более широкие возможности. Общее содержание изменений  таково. Так что ситуация остается прежней, может быть даже она стала хуже, благоприятная среда для деятельности СМИ еще больше отдалилась от нас.

Вопрос: Давайте поговорим о статистике. Что произошло за этот год в связи с нарушением свободы выражения, давлением  на журналистов, стремлением заставить замолчать  СМИ, судебными процессами против журналистов?

Ответ: каких-либо изменений в плане уголовной ответственности за диффамацию,  доступа к информации, получения журналистами информации с общественных мероприятий, проблем профессионализма не видно.  За   последний год к ответственности за клевету  и оскорбления было привлечено к уголовной ответственности свыше 20 журналистов. Главным образом,  они были осуждены условно.  Однако по прежнему практикуются и наказания в виде лишения свободы. В последний раз в начале этого года в Мингячевире 2 журналиста и блогер были приговорены к лишению свободы по жалобе чиновника за ряд высказываний в ходе общественных обсуждений, хотя такого рода заявления не могут и не должны повлечь за собой уголовную ответственность. В связи со свободой выражения существует судебная практика, не соответствующая Конституции и международным договорам к которым присоединился Азербайджан. Имеются проблемы и в связи с доступом к информации. Местные суды не оказывают необходимой правовой поддержки журналистам, не получившим ответов на информационные запросы. В течении года лишь в 2 случаях суды возложили на госструктуру обязанность ответить на запрос. Следует однако признать, что в этой сфере Аппарат Омбудсмена прилагает какие-то усилия. Журналисты, собирающие информацию об общественно-значимых событиях, все еще не чувствуют себя в безопасности. В этой связи за год с журналистами  произошло более 25 инцидентов.

Вопрос: В Азербайджане готовится новый закон о СМИ. Как вы думаете, сможет ли он  изменить ситуацию, связанную с деятельностью журналистов и СМИ  в лучшую сторону?

Ответ: Не думаю, что медийное законодательство Азербайджана неудовлетворительное, несовершенное. Национальные законы создают все возможности для свободной деятельности СМИ. Азербайджан присоединился к Европейской конвенции, которая поддерживает конституционные положения этого документа. Поэтому, мне не вполне понятна необходимость подготовки нового закона о СМИ. Какие существуют тренды в сфере СМИ, которые не в состоянии регулировать действующее законодательство? Журналистский  рэкет?  У нас достаточно жесткое уголовное законодательство, регламентирующее такие деяния. Статус журналистов? И это не требует особого регулирования, это конституционное право каждого получать, готовить, распространять информацию. Кто-то может видеть какие-то туманные моменты в этой сфере, но главный нюанс, который может пролить свет  на эти моменты, заключается в наличии свободной  медиа-среды. Поэтому я не считаю правильным связывать проблемы СМИ с несовершенством законодательства.

Главное, чтобы законы  работали, даже они несовершенны. У нас проблемы  возникают главным образом из-за того, что не работают нужные СМИ и журналистам законы.  Ежегодно в отношении 30-40 журналистов со всей жесткостью применяется статья, предусматривающая уголовную ответственность за диффамацию. Однако на протяжении почти 25 лет административное законодательство, предусматривающее штраф должностного лица, не предоставившего информацию журналисту, закон, предусматривающий уголовную ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста, не применялся ни разу. Проблема не в законах, а в их применении против СМИ и журналистов. Поэтому, возможно, что инициаторы разработают лучший в мире закон о СМИ, хотя в это не верится, но  если подход останется прежним, ничего не изменится.

Вопрос: Что Вы предлагаете? Какие шаги должен предпринять Азербайджан для защиты свободы выражения, свободы СМИ? Как сделать так, чтобы ни один журналист не подвергался давлению?

Ответ: Сложный вопрос. Главное - снять ограничения. Без свободы не будет развития, прогресса. Проблема в Азербайджане очень глубокая, системная. Можно говорить о каких-то шагах, но если система, подход не изменятся, эффекта не будет. Системные инициативы, необходимые для установления в Азербайджане нормальной медиа среды, свободы медиа, были своевременно выдвинуты, предприняты необходимые шаги, но правительство подчинило эти инициативы своим интересам. Пятнадцать лет назад создание института саморегулирования - Совета прессы - стало шагом на пути к усилению поддержки СМИ как института.

В результате СМИ, которые в ту пору были значительно сильнее, журналисты создали этот институт, а затем этот институт перешел под полный контроль правительства. Финансовые возможности средств массовой информации ухудшались из года в год, и правительство выступило с инициативой помочь этому сектору. Цель состояла в том, чтобы сектор не был уничтожен.  В то время был создан КIVDF (Kütləvi İnformasiya Vasitələrinin İnkişafına Dövlət Dəstəyi Fondu - Фонд государственной поддержки развитию СМИ (ФПСМИ), который, как надеялись, вытащит медиа из болота,  но в конечном итоге, все оставшиеся СМИ вышли из строя. Поэтому изменить ситуацию очень сложно. Должна быть разработана стратегия, которая охватит  все детали,  поддерживающие СМИ, журналистику на плаву.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей