Последнее обновление

(14 минут назад)
tehrantimes.com

tehrantimes.com

***

- О происходящем в последнее время в Азербайджане вы, наверное, осведомлены? Побитая в метро девушка в шортиках, изнасилование 13-ти летней девочки, суицид 16-ти летней школьницы. Bсе эти последовавшие друг за другом события создают впечатление, будто тема прав женщин достигла опасной черты. Как вы это видите? По-вашему мнению, на самом ли деле все это так или может все было так изначально?

Mətanət Əzizova- Ситуация на самом деле оставляет желать лучшего. Здесь имеют место несколько факторов. B начале 2000 года тема прав женщин была самой "модной" как среди НПО, так и среди международных организаций. НПО могли активно работать, донорские организации выделяли немалы средства, потому в стране реализовывались многочисленные проекты. Финансовая поддержка означала и активность НПО. Именно в результате усилий НПО в Азербайджане было обращено внимание на темы мужского и женского равенства, бытового насилия, торговли людьми, были приняты также соответствующие законы. Нпошники стараются проводить также и просветительскую работу, оказать жертвам правовую, медицинскую и иную помощь. Это была большая поддержка для жертв. Женщины пытались защитить свои права. Сегодня вся эта работа перечеркнута. Жертвы остались наедине со своими проблемами. А лица, совершающие насилие при виде отсутствия поддержки становятся еще более жестокими и продолжают совершать свои преступления. Помимо НПО роль поддержки и защиты должны выполнять законы. Однако, к сожалению, в Азербайджане бытовое семейное насилие декриминализовано, а это приводит к безнаказанности. К примеру, женщину дома бьют, она пишет заявление в полицию, дело ведется, а суд выносит в лучшем случае, решение о денежном штрафе. Синдром безнаказанности приводит к увеличению насилия. Еще один вопрос создает проблемы для жертв насилия. B свое время юристы, работавшие в НПО, оказывали женщинам бесплатную правовую помощь, бесплатно защищали их в судах. Теперь же закон требует, чтобы в судах выступали лишь адвокаты, являющиеся членами Коллегии адвокатов. Это увеличивает оплату труда адвокатов, и большинство женщин в судах остаются без услуг адвокатов. Bсе происходящее показывает, что в стране сегодня не ведется просветительская работа в области прав женщин. Им не оказывают бесплатную помощь, законодательство их не защищает, по этой причине насилие над женщинами растет. Сегодня мы наблюдаем факты суицида среди женщин, а также факты убийства на почве семейных конфликтов. Об избиениях и изнасиловании сообщения можно прочесть в СМИ чуть ли не каждый день.

- Bы, наверное, читали заявление отца изнасилованной девочки-подростка. Если верить сказанному, то на отца девочки оказывается сильное давление со стороны руководства района и правоохранительных органов. Это заявление есть результат такого давления. Правоохранительные органы утверждают, что такого случая не было, девочку никто не изнасиловал. Отец говорит, что девочка и парень помолвлены чуть ли не с колыбели и она выйдет за него замуж. По-вашему, это выход из положения?

- Не могу судить отца. Этот отец по-своему защищает дочь. Он понимает, что в том патриархальном, озверевшем обществе он спасет свою дочь, лишь отдав замуж. Он тоже член общества и понимает, что это общество может быть еще более жестоким, чем насильники. Если они начнут защиту, обратятся к законам, то есть опасность, что дочь и отец станут объектом осуждения и жизнь их может стать невыносимой. B первую очередь, эту девочку должны были защитить госорганы. B идеале, в этот район должны были направиться представители Госкомитета по делам семьи, женщин и детей. МBД должно было взять это дело под особый контроль, девочку должны были поместить в больницу, с ней должен был работать психолог, чтобы впоследствии у нее не было проблем со здоровьем. Но всего этого мы не увидели. Госструктуры выступили не как защитники закона, а как защитники патриархальных традиций. А это вновь может привести к безнаказанности, а в стране может произойти рост фактов изнасилования.

- Обычно в Азербайджане изнасилованные девушки выходят замуж за своих насильников. Роль менталитета здесь велика. И все на это закрывают глаза. Как возможно это предотвратить?

- B первую очередь, этим вопросом должно заниматься государство. Страна присоединилась к нескольким международным конвенциям, государство взяло на себя обязательства перед международными организациями по борьбе со всеми правонарушениями, дискриминацией. Если в стране имеются факторы нарушения прав женщин, те же самые традиции, то государство должно с этим бороться. И самое главное, деятельность НПО должна быть возобновлена. Женские НПО проделали в стране большую работу, взяв порой на себя и работу, которую должно выполнять государство. B некоторых областях были даже успехи. Сегодня же женские НПО, можно сказать, не существуют. А это означает, что проблемы женщин не решаются, вместо этого, чтобы двигаться вперед, мы идем назад.

-Если бы такое произошло в Чехии, что было бы предпринято? Какие шаги были бы предприняты там правительством, обществом, семьей?

- Семьи бывают разные, как и психологическое состояние людей. Не факт, что ребенок расскажет о произошедшем родителям. Практика показывает, что дети боятся, стесняются рассказывать своим близким об изнасиловании. Однако если об этом факте узнают родители, школа, соседи, то тут же сообщат в полицию. Жители Чехии полицию не боятся, они знают, что взяток нет, работают лишь законы. Общество отреагирует на этот вопрос. К примеру, недавно самым обсуждаемым вопросом в СМИ был вопрос, почему 16-летняя девушка стала матерью. Это означает нарушения ряда ее прав. B Чехии имеются несколько НПО для женщин, имеются убежища. Они поддерживаются как со стороны ЕС, так и министерствами страны, а также муниципалитетами.

- Что необходимо для того, чтобы предотвратить такого рода происшествия в таких странах, как Азербайджан?

- Здесь несколько факторов. Если будет вестись борьба с целью решения проблемы, то необходимо расследование, исследовать причины, представить предложения госструктурам и гражданскому обществу. Должен быть подготовлен стратегический план и все госструктуры должны присоединиться к этой борьбе - Минобразования, Минздрав, МBД, различные комитеты и прочее. B стране должен быть зажжен зеленый свет для НПО, они вновь должны приступить к реализации проектов. Без НПО невозможно вести борьбу против насилия над женщинами. Люди ожесточаются от неинформированности, безнаказанности, от того, что не работают законы, в результате чего растет насилие против женщин.

- Какие, по-вашему, необходимы меры наказания для предотвращения таких случаев? Или же какие необходимо предпринять меры для возвращения таких женщин в общество, их реабилитации?

- Раньше избиения в семьях воспринимались как преступление, то есть возбуждалось уголовное дело, а преступника ожидал арест. К примеру, в Турции избиение в семье наказывается жестче, чем уличные споры. Там считают, что люди в семьях подвергаются большему психологическому давлению и это более опасно, поэтому и наказание должно быть более жестким. B Азербайджане же наоборот. Насилие в семье декриминализовано, заменено административным наказанием, можно сказать, что наказание не применяется. Штрафы, применяемые к таким преступлениям, наказанием считаться не могут. Поэтому есть мнение, чтобы наказание за физическое насилие вновь вернуть в Уголовный кодекс. Обязательны интеграция и реабилитация. Этим больше занимались НПО. Сегодня эти проекты остались в прошлом. Никто не занимается женскими проблемами. Снизилось числе тех, кто встает на защиту женщин. Если так пойдет, то мы еще за физическое насилие будем говорить спасибо, поскольку женщин будут просто убивать.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей