Последнее обновление

(3 минуты назад)
360tv.ru

360tv.ru

Главный козырь армян в переговорах  по Карабаху  территории (оккупированные) в обмен на статус Нагорного Карабаха (подразумевается независимость) теряет свое значение. Премьер-министр Армении Никол Пашинян, наконец, впервые 6 октября   заявил о готовности Армении к компромиссам с условием, что Азербайджан сделает встречный шаг. Риторика Пашиняна  за десять дней  заметно трансформировалась. Если в начале военный кампании Азербайджана армянский премьер  воинственно заявлял об сокрушающем ответе, а затем о готовности вести переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ, то сейчас политическая риторика снизошла до уровня компромиссов.  

Однако заявление о компромиссах, детали которых не раскрываются, нельзя рассматривать как окончательное решение на пути к урегулированию карабахского конфликта. Во-первых, президент  Ильхам Алиев в отличии от Пашиняна        не изменял своей позиции, которая на протяжении всей военный кампании содержит требование об безоговорочном выводе вооруженных сил Армении с территории Азербайджана, как условие установления перемирия. При этом официальный Баку выступил с заявлением о гарантии  предоставления прав армянам, уроженцам Карабаха, которыми обладают граждане всего Азербайджана, их безопасности и защиты со стороны государства. Во-вторых, дальнейшее развитие военных действий неизбежно ведет к  потере Арменией всех завоеваний на территории Азербайджана, которые она получила в результате политики экспансии, запущенной в 1987 году.       

В этой ситуации, как бы это не звучало парадоксально, в условиях внешнеполитической изоляции Армении, которую мы наблюдаем, единственным гарантом безопасности армянской общины  Нагорного Карабаха может выступать Азербайджан, восстанавливающий свою юрисдикцию над ранее потерянными территориями.

Азербайджан на всем протяжении мирных переговоров и в ходе нынешних военных действий посылал четкие  меседжи об обязательствах  по безопасности армян НК и по сути на сегодня в  результате    изменения военно-политического баланса на Южном Кавказе становится единственным возможным гарантом мира в регионе.

В первую очередь надо оговориться: 1) Военные действия, которые     развернулись между армиями Армении и Азербайджана на оккупированных территориях, практически считались невозможными и армяне не верили, что   Азербайджан начнет такую, по их мнению,  самоубийственную операцию даже в обозримом далеком будущем. 2)Армяне  не могли себе представить, что в 30-летнем конфликте на стороне Азербайджана вмешается Турция. 3) Армяне не верили, что останутся без защиты  сюзерена России. 4) Армяне не верили, что  великие державы допустят военного решения конфликта со стороны Азербайджана. 5) Армяне не верили, что от них отвернется Иран. 6) Армяне не верили, что останутся один на один со своей судьбой.     

Десять дней попыток вовлечь в конфликт Россию, ОКДБ, Минскую группу ОБСЕ или заручиться помощью держав, чтобы хотя бы остановить Азербайджан, оказались безуспешными. Причины отказа в реальной помощи кроется не в противоречии заинтересованных в регионе международных центров, а в усталости от конфликта, который превратился в сдерживающий фактор цивилизованного развития региона.     

Последовательный и принципиальный отказ армян от компромисса, который заключается в синтезе двух противоречивых международных принципов: территориальной целостности страны и права наций на самоопределение, то есть самоопределения армян в рамках территориальной целостности Азербайджана, завели переговоры в тупик. Все проекты посредников: русских, американских, французских, провалились из-за неготовности армянской общественности отказаться от исторических мифов во имя мирного будущего, которое так и не наступило спустя 30 лет после начала  конфликта.  

Азербайджан, который долгие годы, стремился урегулировать проблему мирным путем и шел на все возможные компромиссы, несмотря на национальное унижение, потерею территорий  и человеческих жизней, пробег сегодня к радикальным мерам, которые 30 лет назад использовала Армения, завоёвывая исторический большой Карабах, куда и входят 7 оккупированных районов и нагорная части карабахского региона, который именуют  Нагорным Карабахом.       

Действия Азербайджана на протяжении 30 лет показывают переменчивость  в подходах - от мирных до отчасти военных, хотя Армения все это время  неизменно придерживалась только силового аргумента  решения в свою пользу Карабахского вопроса. На протяжении последних 200 лет такая политика включала методичные этнические чистки (Армения зачищена от более чем миллиона азербайджанцев), как на территории самой Армении, так и части Азербайджана, которая в конце концов оказалась оккупированной. 

Сегодня ситуация кардинально изменилась и Армения теряет все свои завоевания и теряет позиции не только в Азербайджане, но и в регионе  в целом в связи не только с военными действиями Азербайджана, но и вовлечением в конфликт на стороне Баку  региональных держав - Турции и Ирана. Складывающаяся мозаика ограничивает действия Армении, как суверенного государства,  на Южном Кавказе, в Передней Азии, а также на постсоветском пространстве, где у нее не осталось союзников и сочувствующих.   

Как не парадоксально, в условиях новых реалий гарантом безопасности Армении, как и армян Нагорного Карабах, также выступает Азербайджан.  Мирный Азербайджан - союзник Турции, Грузии, Ирана, России в регионе способен проецировать эти отношения и на Армению  и обеспечить ее мирное сосуществование с соседями. Союз с Азербайджаном становится гарантий ее развития и у Армении нет другого выхода к стать союзником «вечного врага».

 

 

 

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей