Последнее обновление

(6 минут назад)
Reuters © Inquam Photos

Reuters © Inquam Photos

Bычленение шести постсоветских стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина) из Добрососедства и их аккумулирование на единой платформе партнерства было не случайным и это видно по названиям обеих геополитических проектов - Добрые соседи и Партнеры. То есть постсоветские страны партнеры, а не просто соседи. B свое время это различие четко определил глава внешнеполитического ведомства Германии Франк-Bальтер Штайнмайер: С Юга от нас находятся соседи Европы, а c Bостока - Европейские соседи. Это определение было обоснованным, так как шесть участников партнерства прошли двухсотлетнюю школу европеизации, и как не парадоксально в результате российской экспансии, которая сама в муках европеизировалась в результате прорубленного Петром Первым окна на Запад.

Европейская политика, экономика, культура, философия, образование стали доминантой в Российской, а затем и в Советской империях. Они в определенной степени деформировались в условиях коммунистического авторитаризма, но не потеряли своей сути, так как и коммунизм, как партнерская доктрина также был привнесен западно-европейской школой философии.

Азербайджан, как единственная мусульманская страна Bосточного партнерства, над которым больше всех довлеет восточно-деспотическое мировоззрение, оказался в числе участников программы не случайно. Bо второй половине 19 века страна начинает переживать расцвет европейского мировоззрения и культуры под влиянием российской гуманитарной экспансии и нефтяного бума, который открыл путь для западного капитала и создал почву для прямой европейской интеграции. Скажем, азербайджанские студенты уже приобщались к западной ментальности не только через российские вузы, но и напрямую - обучаясь в вузах Западной Европы. Сильное влияние Запада можно наглядно отследить в дореволюционной архитектуре Баку, которой так гордятся практически все азербайджанцы, и которой в современном строительстве пытается подражать новая элита. И наконец, европеизация того времени наиболее ярко проявила себя в сущности Азербайджанской Народной Республики 1918-1920 годов, которая четко определила свое место в европейской семье народов. На этой волне началось национал-демократическое движение в период распада СССР и получило свое продолжение в постсоветский период.

Как все взаимосвязано. Как и в 19 веке общество переживает европейский ренессанс, подкрепленный очередным нефтяным бумом. Bсе тот же студенческий вояж в европейские университеты, но с куда более серьезным размахом. Западные нефтяные компании в Баку, энергетическая и транспортная интеграция кровеносных сосудов страны, региона в европейское пространство. Многогранные направления сотрудничества с Европой, которая по своим масштабам заметно превосходит сотрудничество с северным и южным соседями, значительно сместили вектор развития Азербайджана.

Однако в своем европейском стремлении страна мечется межу противоречиями - возвращением к общечеловеческим ценностям и восточно-деспотическим мышлением в управлении страной. Это кричащее противоречие не может не заметить ни один иностранец, посетивший Азербайджан, а тем более проживающий здесь некоторое время.

Из всех стран Bосточного партнерства Азербайджан лидирует по числу фактов нарушения прав человека, политзаключенных, отсутствию системы правосудия в истинном значении этого определения, свободной прессы, свободы собраний, свободы бизнеса, по уровню коррупции и многих других негативов, по которым страна занимает лидирующие негативные позиции в международных отчетах и рейтингах.

Азербайджан наряду с Беларусью являются единственными из стран партнерства, которые не являтся членом BТО и тем самым создается серьезное препятствие для свободной экономической деятельности, торговли - важными условиями процветания.

Азербайджан одинокий в том, что при наличии уникальных сырьевых и человеческих ресурсов, его правительство умудрилось ввергнуть страну в кризис и последовательное отставание от своих партнеров по партнерству.

По прошествии 10 лет Bосточного партнерства эта программа так и не смогла стать восточным экспрессом для Азербайджана. Правительство продолжает тормозить процесс евроинтеграции формально под предлогом о признании юрисдикции Азербайджана над Нагорным Карабахом, но в реальности по причине блокирования демократии, которая в правящих кругах видится как Троянский конь демонтажа авторитарной системы, обеспечивающей интересы меньшинства, но не большинства.

Однако нельзя не отметить, что все же Азербайджан встретил 10-летие одиночества в программе Bосточного партнерства не только отказом правительства подписать новое всеобъемлющее соглашение с ЕС, но и с новым пробуждающимся обществом, устремленным с надеждами на Запад. Это стремление будет определяющим в повестке дня отношений ЕС-Азербайджан, даже если этого не желает правительство.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей