thearticle.com
(Часть I)
Правительство Азербайджана представило новый документ в ответ на вопрос о целях, которые преследует Азербайджан в ближайшие годы. В представленном правительством документе, излагаются цели реинтеграции освобожденных территорий в общую экономику страны и способы использования преимуществ вновь созданных международных и региональных транспортно-логистических коридоров. Президент Азербайджанской Республики подписал Указ от 02.02.2021 года "Азербайджан 2030: национальные приоритеты социально-экономического развития". [1]
Каждый документ имеет свои краткосрочные и долгосрочные цели. Обычно такие документы имеют как главное, так и промежуточное назначение. Этот документ базируется в основном на 5 столпах. В ближайшее десятилетие должны быть реализованы следующие 5 национальных приоритетов [2] социально-экономического развития страны:
1. Устойчиво растущая конкурентоспособная экономика;
2. Общество, основанное на динамичной, инклюзивной и социальной справедливости;
3. Конкурентоспособный человеческий капитал и пространство современных инноваций;
4. Великое возвращение на освобожденные территории;
5. Страна чистой окружающей среды и "зеленого роста" .
В первой части анализа попытаемся систематизировать наши выводы в двух конкретных направлениях. Давайте попробуем кратко оценить их, затронув конкретные темы, связанные с каждой целью.
1. Устойчиво растущая конкурентоспособная экономика;
Из экономической теории мы знаем, что одной из 5 важнейших экономических целей любого государства является достижение устойчивого развития. Правительство также считает, что важно заложить основу для устойчивого развития, обеспечив здоровый и сбалансированный экономический рост в долгосрочной перспективе. Это концептуально правильно. Такие темпы роста могут создать прочную основу для устойчивого развития. Для эффективной реализации этого приоритета должны быть взаимно обеспечены два фактора [3]: (i) устойчивый и высокий экономический рост и (ii) устойчивость к внутренним и внешним воздействиям.
Как известно, в 2016 году правительство приняло крупный документ под названием "Стратегическая дорожная карта национальных экономических перспектив Азербайджанской Республики" [4]. В целевом показателе этого документа [5] правительство предусматривало среднегодовой рост реального ВВП более чем на 3 процента к 2025 году и создание дополнительно 450 000 новых рабочих мест. Однако мы увидели, что если в 2016 году было снижение (– 3,1%), то в 2020 году оно стало еще больше (– 4,3%).
В промежуточные годы ближайшая точка стагнации была в 2017 году (+ 0%) и 2018 году (+ 1%). Неизвестно, насколько реальным будет средний экономический рост в ближайшие 5 лет. Однако на пике нефтяных доходов в 2004-2015 годах [6] реально наблюдался в среднем 10,6-процентный экономический рост. Если в годы высокой добычи нефти и высоких цен темпы роста изменились на 10 процентов, то в пост-нефтяной период этот показатель будет в разы ниже.
Экономическая активность, нацеленная в среднем на 3-процентный экономический рост, может достичь этого за счет мощных реформ в ненефтяном секторе. В этом случае можно обеспечить экономический баланс. Для обеспечения устойчивости к внутренним и внешним шокам следующей целью правительства [7] является ограничение трансфертов из Нефтефонда в государственный бюджет. Если еще раз обратиться к Стратегической дорожной карте, то там сокращение трансфертов из Нефтефонда также считалось одной из главных целей.
В этом документе [8] в «Стратегической задаче – 1» также говорилось, что планируется принять "золотое правило", регулирующее перечисление нефтяных доходов в государственный бюджет. Таким образом, необходимо было выбрать курс на постепенное сокращение доли трансфертов из Государственного нефтяного фонда в государственном бюджете. Однако такое "правило" еще не разработано и не представлено общественности. Тот факт, что этот документ еще не подготовлен, позволяет говорить о непоследовательности целей фискальной политики.
Одним из важнейших способов обеспечения экономического роста является выявление нелегальной экономики и повышение экономического потенциала. Это важнее, чем сделать рентабельными естественных монополистов или госкомпании.
2. Общество, основанное на динамичной, инклюзивной и социальной справедливости;
Как известно, в современном мире одной из главных обязанностей государств является обеспечение равного и справедливого доступа к экономическим возможностям независимо от социального статуса людей и района их проживания. В документе «Азербайджан 2030» [9] этот приоритет планируется осуществить на основе трех целей:
• Выгода каждого гражданина от развития;
• Высокое и справедливое социальное обеспечение, инклюзивное общество;
• Сбалансированное развитие столицы и регионов.
Должна существовать связь между целью правительства по достижению экономического роста и достижением инклюзивного развития. В этом документе(10) также отмечается, что не только экономический рост, но и социальное благосостояние всех членов общества является важным фактором высокого развития. Вполне возможно, что правительство добьется экономического роста, увеличит национальный доход; однако если при этом увеличатся диспропорции в распределении доходов, то экономический рост не повлияет на социальное благосостояние.
Поэтому экономические структуры государства должны анализировать составляющие ВВП, а не номинальные темпы роста ВВП. Необходимо контролировать факторы, формирующие ВВП. Наряду с увеличением национального дохода следует обратить внимание на пропорциональность в распределении на душу населения. Нет необходимости объявлять эти цифры общественности путем деления национального дохода на душу населения. Нужно точно определить неравенство доходов, сделав расчеты на основе Пальмового индекса (соотношение между 10% богатых и 40% бедных). Когда неравенство доходов непропорционально увеличивается, уместно будет говорить о росте бедности в нашей стране, а не об экономическом росте.
Правительство должно также учитывать, что желание добиться инклюзивного развития, предполагает отказ от экстактивных экономических структур. Неэффективное функционирование экстактивных экономических структур является институциональным барьером, ограничивающим доступ граждан к социальному благополучию. Поскольку экономические линейные структуры ужесточают свой контроль над ресурсами, принимая непопулярные решения и используя привилегии, равный доступ граждан к социальному благополучию ограничен.
Согласно документу, правительство декларирует, что необходимая инфраструктура социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей до 18 лет должны быть доступна, расширены программы поддержки занятости этих людей, усилена их социальная защищенность. По сути, одна из реальных реформ этой цели, а может быть, и главная, должна быть связана с непредоставлением в стране детских пособий, противоречащих Конвенции о правах ребенка. Этот шаг является восстановление именуемых в народе «детских денег» и является пунктом «А» намеченной цели.
Одной из задач социальной политики государства является принятие всяческих мер в отношении подростков с физическими и психическими недостатками. С другой стороны, чтобы дети не были тяжелым бременем для семей, государство должно взять на себя определенную часть их социального обеспечения. Согласно конституционным требованиям, создание социальных гарантий, таких как права на образование, здравоохранение, безопасность, также входит в обязанности государства.
Еще одна цель, которую хочет достичь правительство, - это "сбалансированное развитие столицы и регионов". Согласно документу, наша главная цель в долгосрочной перспективе-привести уровень развития регионов в соответствие с уровнем развития столицы. Но фактор, подрывающий веру в это, заключается в следующем – если азербайджанское правительство не смогло справиться с региональным дисбалансом при поступлении больших нефтяных доходов, то сомнительно, как оно сможет это сделать посредством сокращения ресурсов пост-нефтяной эпохи.
Однако, когда мы анализируем отчеты правительства, то видим, что вся необходимая экономическая и социальная инфраструктура в регионах создана. Министерство экономики в своем отчете [11] отмечает, что в результате целенаправленных мер в стране создано более 1,2 млн новых рабочих мест, в том числе 900 000 постоянных рабочих мест, создано 55 600 новых предприятий. Около 80 процентов новых рабочих мест пришлись на регионы. В целом за 2004-2013 годы внутренние инвестиции выросли в 14,6 раза, инвестиции в ненефтяной сектор-в 12,9 раз, в регионы из всех источников было направлено 50,7 млрд манатов.
Однако, несмотря на все это, масштаб и неудовлетворительная работа, проделанная в региональном контексте, говорят о том, что не стоит быть столь оптимистичными. По меньшей мере, по двум причинам: (1) если правительство не смогло достичь этого в трехэтапной программе в рамках Государственных программ Социально-экономического развития Регионов (2003-2008, 2009-2013, 2014-2018 годы), то возникает вопрос, как оно это сделает в четверть этого срока. (ii) Если региональный дисбаланс при изобилии финансовых ресурсов не был устранен, если доля регионов в доходах бюджета составляет всего 6%, если региональные бюджеты продолжают получать большие субсидии из центрального бюджета и если процесс урбанизации ускорился, то нет другого выбора, кроме как оставаться пессимистом.
Мохаммед Талыблы
Источники:
[1] https://president.az/articles/50474
[2] https://president.az/articles/50474
[3] https://president.az/articles/50474
[4] http://iqtisadiislahat.org/store/media/documents/38542.pdf
[5] Azərbaycan Respublikasının milli iqtisadiyyat perspektivi üzrə Strateji Yol
Xəritəsi, səh. 55
[6] Dövlət Statistika Komitəsinin məlumatlarına əsaslanır
[7] https://president.az/articles/50474
[8] http://iqtisadiislahat.org/store/media/documents/38542.pdf, səh. 59
[9] https://president.az/articles/50474
[10] https://president.az/articles/50474
[11] https://economy.gov.az/article/dovlet-proqrami-2014-2018/22376
Написать отзыв