Открытие Национального собрания Турецкой Республики 22 апреля 2020 года. Ататюрк и соратники.
10 августа президент и премьер Армении - Никол Пашинян и Армен Саркисян – вспомнили Севрский договор 1920 года. Назвав его «справедливым», поставившим точку «в истории лишений и страданий народов этого региона», Н. Пашинян добавил, что Севр-1920 «создавал благоприятные условия для сосуществования христианских и мусульманских народов, мирного проживания, сохранения и развития цивилизационного многообразия в регионе», предоставляя, в частности, «независимость Армении. Республика Армения выступала в качестве равноправной стороны этого документа». В свою очередь, А. Саркисян определил Севрский договор «законным» международным и de facto действующим документом (ru.armeniasputnik.am).
Конечно, можно было бы вообще не комментировать взгляд официального Иревана на те события, не будь в информации зафиксирован пассаж о «действенности» Севрского договора столетней давности. Именно этот нюанс актуализирует рассмотрение некоторых аспектов мировой геополитики столетней давности.
В своей книге «Кавказские коллизии России. От Петра I до Иосифа Сталина» (Киев, 2017) автор очень подробно рассматривал данный вопрос. В рамках представляемой статьи используются отдельные выкладки из этого труда.
В целом, для понимания ситуации, сложившейся к моменту подписания Севра-1920, целесообразно отметить, что в мае 1920 большевистская Россия выразила готовность принять посреднические услуги Великобритании при проведении мирных переговоров с Польшей, предусматривающие признание линии ее временной восточной границы, утвержденной Верховным советом Антанты в 1919 г. Но для большей сговорчивости Петрограда Лондон решил усилить давление, и 6 мая польские войска заняли Киев; наряду с другими небольшими территориями у них оказался и Гомель. На фоне последовавших переменных военных успехов 25 мая Россия все же приступила к не афишируемым переговорам со своим извечным геополитическим противником Англией, сразу же призвавшей большевиков к отказу от проведения военных действий в Персии, поддержки Мустафы Кемаля (в будущем Ататюрка) и инспирирования антибританских выступлений в восточных зонах влияния Англии.
Однако российским войскам удалось выбить поляков из Киева, и большевики уже предвкушали советизацию Польши. Параллельно чему принятый в июле 1920 г. на проходившем в Москве II Конгрессе Коминтерна уставе структуры была определена борьба «за низвержение международной буржуазии и создание Международной Советской республики» (1). Тем самым Конгресс огласил лозунг мировой революции, важнейшими целями которой стали страны «третьего мира», в основной массе курируемые британцами.
Вместе с тем, в кавказском направлении, за июнь–июль 1920 г. Великобританией была организована отправка в дашнакскую Армению «25 тысяч винтовок и 40 тысяч комплектов обмундирования» (2). Советский революционер, сотрудник Наркомата по делам национальностей (Наркомнац) РСФСР Михаил Павлович-Вельтман раскрывал, что страны Антанты «усердно снабжали дашнакцаканское правительство, подготовляя наступление против советской России на Кавказе» (3).
На этом историческом этапе Лондон и инициировал подписание 10 августа 1920 г. странами Антанты и присоединившимися к ним государствами, включая Армению, Севрского договора с султанским правительством Османской империи. Стамбул и демилитаризованная зона черноморских проливов передавались под международное управление. Османы ограничивались небольшой территорией, не имевшей выхода к Средиземному морю. Среди пунктов фигурировало признание турецкой стороной Армении «свободным и независимым государством». Обе страны подтверждали свое подчинение президенту США Вудро Вильсону по арбитражу границ в пределах ряда османских вилайетов и принятие его условий относительно доступа Армении к Черному морю (через Батум).
Вполне очевидно, что дашнакская власть испытывала подъем, благо, согласно заключенному большевистской Россией (как раз в день подписания договора в Севре) соглашению о мире с Арменией, военные действия между странами прекращались. При этом армянским войскам предоставлялась возможность занять линию: Шахтахты–Султанбек, а эксплуатация ж/д ветки на участке Шахтахты–Джульфа оказывалась в ведении управления ж/д Армении (4).
Однако уже в тот период Армении начали угрожать мины замедленного действия. Нежелание США признавать геополитическое лидерство Англии сблизило позиции Вашингтона и ленинского правительства. В результате в день подписания Севрского договора появилось заявление американского госсекретаря Бейнбриджа Колби в поддержку «единой России». Хотя речь здесь шла о границах 1914 г., но уже без включения в нее Польши, Финляндии и Армении. В связи с последней Б. Колби подчеркнул, что «окончательное определение границ» этой страны не должно произойти «без сотрудничества и согласия России». Чтобы «оставаться независимой и свободной», Армении «необходима добрая воля и дружественное покровительство» Москвы(5).
С другой стороны, возглавляемое Мустафой Кемаль-пашой Великое национальное собрание Турции (ВНСТ) (образовано 3 мая 1920 г.) отказалось признавать Севрские договоренности. Параллельно чему, согласно армяно-российскому соглашению, войска РСФСР занимали «спорные области: Карабах, Зангезур и Нахичевань», за исключением полосы, определенной «для расположения армянских частей». Хотя, согласно этому документу, «временным занятием» этих территорий РСФСР планировала создать «благоприятные условия для мирного разрешения территориальных споров между Арменией и Азербайджаном», для Петрограда вполне явно вырисовывалась возможность регулирования развития ситуации в собственных интересах.
Мало этого, 24 августа, через несколько дней после нанесения польскими войсками чувствительнейшего поражения российской армии («Чудо на Висле») и перехода военных действий за пределы этнически польской территории, РСФСР и ВНСТ подписывают соглашение о сотрудничестве, согласно которому российское правительство соглашалось «ни в коем случае не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным Правительством Турции», представленным ныне кемалистами. Важнейшим пунктом являлась констатация обязательств сторон обеспечить «беспрепятственное железнодорожное движение» между странами в целях использования «в наикратчайший срок» средств сообщения для перевозки людей и товаров(6).
Что подразумевалось под этим пунктом, наверное, раскрывать не имеет смысла, так как, согласно ряду источников, договор предусматривал предоставление помощи ВСНТ от России вооружением, боеприпасами, материалами и деньгами, а, в случае необходимости, путем совместных военных действий. Денежная помощь была согласована в сумме 10 млн золотых рублей (1,25 млн османских золотых лир). Здесь подчеркнем, что еще до заключения соглашения первая партия помощи поступила «турецким товарищам» посредством бежавшего из английского плена в Москву генерала, участника османских военных операций на Кавказе в годы Первой мировой войны Халиль-паши Кута(7).
Ну а 26 августа руководитель делегации правительства ВНСТ Бекир Сами известил главу НКИД Григория Чичерина о благосклонном отношении Анкары к предложению о посредничестве РСФСР «для проведения пограничной линии на границе Армении на основах справедливости и законности», что было вызвано предъявлением Арменией своих империалистических требований «на принадлежащие нам восточные провинции Анатолии». Тем самым, предусмотренный Севрским договором арбитраж президента США В. Вильсона в «территориальных» вопросах становился номинальным. На фоне чего турки заняли Шахтахты и Сарыкамыш (при не афишируемом согласии российской стороны), что позволило установить прямую линию между Баку и кемалистской Анкарой.
На состоявшемся в сентябре 1920 г. в Баку I Съезде народов Востока была озвучена поддержка коммунистами движения Мустафы Кемаля, хотя оно «не есть коммунистическое», так как «мы готовы помогать всякой революционной борьбе против английского правительства». В оглашенном на форуме заявлении представителя ВНСТ Ибрагима Тали, правившие в Армении дашнаки были очерчены «восточными пособниками западного капитализма». Затронул вопрос о дашнакском правительстве и упоминавшийся выше М. Павлович-Вельтман, подчеркнувший, что «Армения заявляет претензии на Карабах и Зангезур».
Вскоре появилось широко неафишируемое Заключение Президиума созданного на съезде «Совета пропаганды и действия народов Востока», Документ, проконстатировав подготовку Лондоном удара в ближайшее время «на Советский Азербайджан соединенными силами англо-персидских войск, Армении, а может быть, и Грузии» (под флагом освобождения «Азербайджана от большевистского гнета» и с целью отнятия Баку у Советской России), посчитал необходимым «самым экстренным образом» поддержать национальное движение в Турции». Обеспечение данного результата называлось достижимым исключительно «путем наступления в союзе с националистическими турецкими войсками на Армению под флагом свержения ига дашнаков, угнетающих свой народ, и с целью соединения с революционной Турцией». Заключение резюмировалось констатацией неизбежности войны, так как, в случае промедления, «через две недели» Армения осуществит наступление на Советский Азербайджан, что «будет для нас обозначать потерю Баку». Документ препровождался на усмотрение Президиума Исполкома Коминтерна и ЦК РКП (б) с доведением его копии до НКИД РСФСР(8).
Как свидетельствуют последующие события, вышеуказанные инстанции положительно отреагировали на все предложения Совета пропаганды. Уже 8 сентября 1920 г. 1-й секретарь Представительства РСФСР в Ангоре (Анкаре) Н. Упмал передал турецкой стороне «три ящика золота», «общим весом двести килограмм 635 или 900 грамм»(9).
13 сентября 1920 г. МИД Армении довел до своего представителя в Грузии информацию о переходе «с рассветом» турецких войск в атаку «на Ольтинском направлении, а также на правый фланг сарикамышского отряда». «Наступление турок продолжается», о чем надлежит «немедленно сообщить всем союзным представителям в Тифлисе», опротестовать эти действия, «нарушающих самые основы» Севрского договора(10).
15 сентября 1920 г. началось сосредоточение армянских войск на границе с Азербайджаном (11). Примечательно, что с началом боевых действий между Арменией и Турцией ЦК КП(б) Армении своей инструкцией предписывал развернуть «широкую пропаганду против войны», разъясняя, что «кемалистская Турция», не будучи прежней, султанской, «не преследует в отношении Армении агрессивных целей» и, как «союзница Советской России», борется «за свое освобождение против империалистических держав – Англии, Франции, Греции» (12).
24 сентября Армения объявила Турции войну. Армянские соединения на восточном фронте начали наступление на Баркыз и Кетек (13). Кроме того, по свидетельству советского историка В. Гурко-Кряжина, дашнаки, используя полученное «от англичан оружие», устроили «массовый погром мусульманского населения во всей Карсской области и Эриванской губернии, обратив в пепелища» районы Шурагел, Шаруро-Даралагеза, Саракамыша. «Обеспечив себе таким образом тыл», они повели наступление на Ольты и Кагызман (14).
В таких условиях «дружественную политику по отношению к кемалистам» Г. Чичерин называет «чрезвычайно для нас важной», так как «они представляют прогрессивный и демократический элемент в мусульманстве». Спустя несколько суток Г. Чичерин, говоря о нахождении железной дороги «Шахтахты-Джульфа в руках турок-повстанцев», конкретизирует, что «мы ее занимать не будем, не наше дело ее осваивать для армян», благо договор от 10 августа 1920 г. (т. е. Севрский договор – прим. Авт.) «не требует от нас войны с турками» (9).
Заседание же пленума ЦК РКП(б) от 29 сентября 1920 г., заслушав доклад «О восточных делах», постановило (в том числе) «оказать фактическую помощь деньгами и оружием кемалистам» и «утвердить договор с Азербайджаном». Также было одобрено «предложение т. Чичерина об ассигновании золота для кемалистов», с дальнейшим рассмотрением деталей и количества (15). Одновременно с этим РСФСР подписала с Азербайджаном договор о взаимопомощи в военной, хозяйственной, финансовой и внешнеэкономической области.
6 ноября 1920 г. Г. Чичерин сообщил находящемуся в Баку И. Сталину, что «вследствие продолжающегося наступления турок Армения обратилась к нашему посредничеству». Вслед за этим он поставил в известность Мустафу Кемаля о принятии Россией на себя этой миссии, в связи с чем правительство страны «рассчитывает» на приостановление дальнейших военных действий (16). 19 ноября 1920 г. военные действия были приостановлены. 1 декабря 1920 г. бюро партии «Дашнакцутюн», парламентская фракция и армянское правительство приняли предложение ЦК РКП(б) о советизации страны.
Довольно выразительно подытожил происшедшее И. Сталин: «Дашнакская Армения пала, несомненно, жертвой провокации Антанты, натравившей ее на Турцию и потом позорно покинувшей ее на растерзание турок. Едва ли можно сомневаться в том, что у Армении не осталось никаких возможностей спасения, кроме одной: союза с Советской Россией» (17).
На следующий год, 16 марта 1921 г., был подписан российско-турецкий договор о дружбе и братстве, согласно которому Анкара освобождалась от всяких «денежных или иных обязательств, основанных на международных актах, ранее заключенных между Турцией и царским правительством». (18) На фоне чего статус «свободного и независимого» армянского государства, предусмотренный Севрcким договором 1920 г., уже во время обсуждений на Лондонской конференции 1921 г. превратился в обтекаемую формулировку о создании армянского «национального очага» в пределах восточных областей Турции. Нереализованным осталось даже предложение об «административной автономии» для Киликии, находившейся в сфере влияния Франции (19).
По словам Д. Ллойд Джорджа, «независимое армянское государство превратилось в безнадежный проект». Ответственность за это британский премьер попытался переложить на Соединенные Штаты, отбросивших «всякую мысль» о принятии мандата на Армению, предусмотренном севрскими решениями (20). Действительно, Вашингтон отошел от дел в тот период, будучи недоволен итогами англо-французского соглашения в Сан-Ремо (1920 г.), отстранившего США от дележа ближневосточной нефти.
Ну а 24 июля 1923 г. был подписан знаменитый Лозаннский мирный договор. Согласно статьям особого протокола, приложенного к Лозаннскому договору, предусматривалась эвакуация оккупировавших Стамбул гарнизонов европейских стран в шестинедельный срок после ратификации Турцией договора. По мнению советского историка А. Шталя, главным для Анкары стало признание «суверенных прав Турции». Решения Лозанны означали «полный триумф турецких националистов», так как вместо севрского раздела Турции устанавливалась власть государства «над всей Анатолией, Константинополем и Восточной Фракией»; христианские меньшинства страны лишались автономии: миллионы греков подлежали выселению в Грецию; Турция «впервые за свое историческое существование становится нацией» (21).
По мнению профессора Виктора Исраэляна (Пенсильванский университет, США), отмена режима капитуляций в Турции, экономической и политической привилегии иностранцев, международного финансового контроля над страной свидетельствовали о международном признании «возникшего в результате Кемалистской революции независимого турецкого государства» (22). Как писал У. Черчилль, если к 1920 г. «союзные армии одержали над Турцией абсолютную и бесспорную победу», спустя четыре года «болтуны превратили победу в поражение» (23).
Что касается «армянского движения», то Лозаннская конференция проигнорировала вопрос о создании «национального очага» армян в Турции. Как отмечает директор Центра исследования геноцида Института Зоряна (США, Канада) Ваагн Дадрян, Запад «изъял все ссылки на Армению и армян», начисто отвергнув попытки армянской стороны «обсудить судьбу армян» (24). По свидетельству же главы парламента Армении в добольшевистский период, непосредственного участника Лозанны Аветиса Агароняна, подписанный в Швейцарии договор «порождает обман чувств, поскольку он заключен таким образом, будто бы армян не существует, он якобы не знает о существовании армян и молчит о них» (25). Хотя, по свидетельству Ллойд Джорджа, «в действительности армяне не имели права предаваться необоснованным надеждам» (26).
Наверное, комментарии к приведенным выше данным, подтвержденным историческими источниками, излишни. Возможно, стань эта информация известна в Иреване, то и не было бы сегодняшних заявлений Н. Пашиняна и А. Саркисяна о «законности» и «действенности» Севрского договора 1920 г.
Теймур Атаев
1 Устав Коминтерна
http://agitclub.ru/front/com/congress022.htm
2.Аким Арутюнов. Досье Ленина без ретуши. Документы. Факты. Свидетельства http://www.pseudology.org/ArutunovLenin/15.htm
3.Мих. Павлович. Кемалистское движение в Турции
http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/20.html
4.Соглашение о мире между Республикой Армении и РСФСР http://www.genocide.ru/lib/barseghov/responsibility/v2–1/0762–0794.htm
5.Б. Колби. Заявление итальянскому послу Авеццане. Цит. по: Барсегов Ю. Г. Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества
http://www.genocide.ru/lib/barseghov/resp/443-460.htm#449_450
6.Проект договора между РСФСР и Кемалистской Турцией
http://www.genocide.ru/lib/barseghov/responsibility/v2-1/0795-
7.Анкара — главный штаб новой власти
http://www.people-stories.ru/ankara-headquarters-of-the-new-government.html
8.ЦГАНИ РА. Ф. 113. Оп. 3. Д. 7. Л. 1–2 и об.–3. Цит. по: Заключение Президиума Совета пропаганды и действия народов Востока http://www.hayastan.ru/Vestnik/vestnik.l?var=Arkhiv/2002/1–2/statya19&number=-1–2+2002 Ф.
9.Из телеграмм Чичерина
http://www.genocide.ru/lib/barseghov/responsibility/v2-1/0795-0837.htm
10.Телеграмма о наступлении
http://www.genocide.ru/lib/barseghov/responsibility/v2-1/0795-0837.htm
11.Пискунов С. Армяно-азербайджанские конфликты 1919–1920 гг.
http://www.hronos.km.ru/sobyt/1919arm.html
12.Инструкция коммунистов
http://www.genocide.ru/lib/barseghov/responsibility/v2-1/0795-0837.htm
13.Хронология событий в Турции за 1920-й год
http://www.kultur.gov.tr/RU/BelgeGoster.aspx?1C04EA51480895DAA79D6F5E6C1B43FF04C841C36B5D3393
14.Гурко-Кряжин В. Армянский вопрос. Статья из Большой Советской Энциклопедии. Изд. 1, т. 3, М.,1926, с. 437–440
15.Протокол № 8 (46) заседания пленума ЦК РКП(б) от 29 сентября 1920 г.
http://www.genocide.ru/lib/barseghov/responsibility/v2-1/0795-0837.htm
16.Радиограмма Г. Чичерина Мустафе Кемалю
http://www.genocide.ru/lib/barseghov/responsibility/v2-1/0864-0904.htm
17.Сталин И. В. Положение на Кавказе. Беседа с сотрудником газеты «Правда»
http://petrograd.biz/stalin/4-57.php
18.Договор между Россией и Турцией от 16 марта 1921 г.
http://www.genocide.ru/lib/treaties/19.htm
19.Лондонская конференция 1921 г.
http://www.genocide.ru/enc/london-conference.htm
20.Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. В 2-х т.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4805114
21.Шталь А. Малые войны 1920–1930-х годов
http://militera.lib.ru/h/shtal/01.html
22.Исраэлян В. Л. Лозаннский мирный договор 1923 г.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/071/142.htm
23.Черчилль У. С. Мировой кризис
http://grachev62.narod.ru/churchill/chapt19.htm
24.Дадрян В. Турецко-армянские отношения в свете исторических и политических последствий геноцида армян
http://books.nt.am/readbook.php?LangID=5&ID=104
25.Цит. по: Нерсесян С. Огонь под пеплом еще не угас
http://www.golos.am/2000/may_2005/26/st06.html
26.Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. В 2-х т.
Написать отзыв