Последнее обновление

(6 часов назад)
AFP

AFP

Традиционные факторы многопартийности позволяют не только прогнозировать, но, в отдельных случаях, даже определять   тенденции текущих процессов. Среди этого многообразия факторов более значимыми являются, прежде всего, экономические замыслы и цели, а затем – определенные «экзерсисы» правящей партии или блока. Другими словами, если в макроэкономике и в денежно-кредитной политике определенные меры стали приниматься в угоду некоторым прослойкам, значит, началась скрытая подготовка к досрочным выборам.  Наш 30-летний опыт наблюдений за выборами в Меджлис – с сентября 1991 года в парламентской системе по июнь 2018 года при президентском правлении –  дает возможность утверждать, что правящий альянс Турции уже негласно приступил к соответствующей предвыборной кампании. Рассмотрим некоторые факторы...

Несмотря на упорное нежелание отказаться от мнения о том, что «причина высокого  уровня инфляции – высокие проценты», президент Эрдоган, сменивший, исходя из этой «теории», 4-х глав Центрального банка за последние 4 года, все же встревожен скачком процентных ставок на 10 пунктов.  И, игнорируя наличие вмешательства в работу ЦБ, заявляет: «Я утверждаю, что в августе процентные ставки понизятся, в связи с этим пойдет на убыль и инфляция». Для г-на Эрдогана, после введения президентского правления сфокусировавшегося на  строительном секторе, реализация жилья и офисов представляется жизненно важным для экономики делом, и пойти на очередные выборы с нынешними процентными ставками чревато большим риском получить  серьезный негатив по данному сектору. 

Поэтому его  настойчивое требование от ЦБ вновь снизить  ставки вовсе не лишено политического подтекста: в условиях наличия  серьезных проблем у Казначейства и ЦБ для правящей партии достаточно проблематично участвовать в выборах, потому пойти на последние, снизив ставки и хоть кратковременно улучшив ситуацию в строительстве, кажется весьма  оправданным шагом.

Оппозиционный блок и без того всегда находится в среде народа и вынужден заниматься его проблемами, не имея другой возможности усиливать свои позиции.  И с выходом Меджлиса на летние каникулы депутаты от правящего альянса тоже разъехались по  весям. В нормальных  условиях это выглядело бы вполне естественно, но сегодня их выступления перед сельскими избирателями с определенными обещаниями однозначно говорят о проведении подготовки к досрочным выборам. 

 Сегодня правящий альянс поставил перед собой в качестве главной задачу через  внесение изменений в закон вновь выйти победителем  на выборах. От серьезных рейтинговых потерь  правящую Партию справедливости и развития (ПСР) спасает личный авторитет  Эрдогана как руководителя и отсутствие лидера, равного ему по опыту и знаниям в области государственного управления и политики Турции. Поэтому основная забота ПСР связана с предотвращением дальнейшего падения рейтинга не столько своего, сколько Партии националистического движения (ПНД). 

Похоже, сейчас это и составляет самый чувствительный аспект турецкой политики. Ибо, понимая, что на очередных досрочных выборах опоры на поддерживающей  его всячески  с октября 2016 года ПНД будет недостаточно, г-н Эрдоган, пойдя  на весьма   радикальные шаги, может не только предложить партнерство на выборах как прокурдской Демократической партии народов (ДПН), так  и более умеренной националистической İYİ Parti, но и, совершенно   неожиданно, до выборов провести с основной оппозиционной партией широкое обсуждение  вопроса о коалиции.

 Конечно, все это – всего лишь  некоторые из возможных вариаций  демократической многопартийной политики, в русле которой могут свободно действовать все политические игроки. Нельзя сомневаться в том, что г-н Эрдоган в рамках Конституции, законов и демократических правил предпримет все явные и неявные легальные меры для  сохранения  у власти партии, лидером которой он является.

Другой чреватый сложностями вопрос связан с  обеспечением турецкими войсками безопасности Кабульского аэропорта. Но заявление министра национальной обороны Хулуси Акара  на пресс-конференции в Кабуле о том, что «мы будем крайне внимательны  в вопросах, угрожающих жизни наших солдат», говорит о том, что, несмотря на известное  беспокойство, это решение остается в силе.

По всей вероятности, Турция полагает, что сможет решить свои проблемы, установив идеологического характера связи с талибами, которые, как ожидается, установят полный контроль над Афганистаном. Вместе с тем, вопрос о судьбе его граждан узбекского происхождения может стать для Турции большой проблемой. Ибо узбеков и их лидера Рашида Дустума, которые сохранились там, в основном, благодаря оказываемой им с 1996 года Турцией опеки, Талибан видит в числе своих врагов, не подлежащих амнистии. Как поступит Анкара, возводящая на границе стену на пути новой волны беженцев из Афганистана и Ирака,  с этими узбеками, которые, по всей вероятности,  двинутся  из Афганистана?

Надо будет справиться у тех, кто готовится  везти туристов в Агдам.

Маис Ализаде

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей