Последнее обновление

(1 час назад)
GlobalLookPress

GlobalLookPress

После беседы  с одним из авторитетных политиков  мне довелось взять интервью у  экс-министра иностранных дел, хладнокровного  и прагматичного  представителя  турецкой школы  дипломатии и политики Йашара Йакыша,  в ходе которого он сказал: «Ради своих интересов, Россия  будет держать Турцию подальше от сферы своего  влияния,  а  также не пожелает снова увидеть в регионе остальных сопредседателей Минской группы».

А вскоре после этого мы получили известие, что президент Р.Т. Эрдоган инициировал обсуждение в Великом национальном собрании (ВНС) Турции представленного им проекта резолюции об отправке войск в Азербайджан. 

Дело в том, что, согласно одному из непреложных требований  турецкой государственной традиции, перед тем как отправить за рубеж военный контингент, необходимо получить согласие ВНС. Эта норма, сохранившаяся  и после перехода к президентскому правлению, была соблюдена  и при повторной отправке аскеров в Сирию в январе 2019 года и в Ливию – в декабре 2019 года. То есть, несмотря на то, после  смены  система управления власть  Меджлиса несколько  ослабла, все равно, при отправке любого количества военных за границу требуется получить на то согласие депутатов.  Это правило соблюдается и в случае с Азербайджаном. 

Тем временем, стороны,  участвующие  в миротворческой акции, все более явственно обозначают свои позиции: Москва, почти всегда в политико-дипломатических отношениях с Анкарой  прибегающая  к услугам Д. Пескова и М. Захаровой, и на сей раз, не заставляя себя ждать, устами пресс-секретаря В.Путина прокомментировала обращение Р. Эрдогана в ВНС:  «Дело в том, что там же будет мониторинговый центр на территории Азербайджана, туда нужно отправить турецких военных — это выполнение внутренних процедур, процедур, предусмотренных внутренним законодательством Турецкой Республики. Это внутреннее дело Турции», то есть в общей позиции нет никаких  изменений.

По сути, г-н Й. Йакыш за 2 часа до Д. Пескова, в вышеназванном интервью предсказал, что, исходя из своих интересов, Россия согласится на ограниченное присутствие Турции в Азербайджане, но  будет против возвращения в регион Минской группы, и последняя лишится желаемого.

Похоже, США уловили это, к тому же Вашингтон сильно задело то, что находящегося с визитом в Турции госсекретаря М. Помпео не  принял ни президент, ни министр иностранных дел страны, и вскоре  из-за океана дали знать, что, как и Франция, Америка серьезно обеспокоена "российско-турецким сотрудничеством" в регионе.

И сейчас  в  связи с этим у России требуют «объяснений». Как это комментировать:  если Вашингтон и Париж беспокоит  освобождение азербайджанских земель от оккупации и отправка турецких  военных в Азербайджан по решению Меджлиса, то верят ли за океаном в «сотрудничество Анкары и Москвы» в этих процессах?

Если такое сотрудничество имело место, то почему почти все официальные лица  России  с 10 ноября  без устали твердят как мантру, что  военный контингент Турции будет выполнять свои задачи не в «Нагорном Карабахе»?

Если Россия, не желающая  допустить  аскеров Турции в находящийся  под ее жестким контролем регион, будет сотрудничать с ней в «Наблюдательном пункте», созданном  на «землях Азербайджана» с целью отделения  от Азербайджана   территории, упрямо называемой   российским официальными лицами «Нагорным Карабахом», то почему сопредседатели «Минской группы»  требуют от Москвы объяснений?

Или Вашингтон и Париж опасаются того, что Кремль, тем самым,  может положить конец совершенно бесполезной посреднической миссии «Минской группы»?

Уж не считают ли США и Франция, что  Анкара и Москва действительно могут установить долгосрочное тесное сотрудничество в Азербайджане?

Естественно, что при  любом сотрудничестве каждая из сторон исходит из своих  интересов,  и условия  страны, превосходящей как по своей мощи, так и по престижу и возможностям в регионе, перевешивают.

Конкретные примеры этого мы видели в сотрудничестве Турции и России в Сирии  в рамках «Астанинского процесса».

И если в нынешнем сотрудничестве на Кавказе есть скрытые от посторонних  глаз моменты, а Вашингтон и Париж об этом  осведомлены, то мы не ошибемся, предположив, что находимся накануне (возможно, в центре) очень богатых последствиями дипломатических сражений.

И именно поэтому в сложившихся условиях присутствие военного контингента Турции в Азербайджане независимо  от его статуса  жизненно важно.

Маис Ализаде

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей