debka.com
Основной, с точки зрения Москвы, стратегической целью операций "Щит Евфрата" и "Оливковая ветвь", проведенных в августе 2016-го и в январе-марте 2018-го года (в критическое для Турции, и особенно, для президента Т.Эрдогана время) в Сирии вооруженными силами Турции с прямого благословения России, было уничтожение членов террористических организаций Аль-Каиды, Ан-Нусра, сбежавших (особенно после поражения в Халебе) в поселок Идлиб. Он расположен на Юго-Западе Дамаска.
B "Астанинском процессе", начавшимся в январе 2017-го года с участием России, Турции и Ирана, Москва, сначала предложила проект Конституции Сирии, а затем и не отвергла предложение Турции о создании в том регионе "наблюдательных пунктов" с целью очистки Идлиба от террористов.
Основная цель Турции в регионе Идлиба стояла в том, чтобы, взяв под свою опеку радикальные группы, поддерживаемые там Саудовской Аравией, отвести их от региона. Россия, давшая Турции зеленый свет для операций "Щит Евфрата" и "Оливковые ветви", однако не получила от Анкары необходимой поддержки для уничтожения окопавшихся в регионе 50 тыс. игиловцев, примерно половина которых состояла из чеченцев.
Другими словами, Анкара, попусту тратившая силы, без особого энтузиазма отнеслась к выводу "из-под носа Асада" групп, которые она сочла близкими к себе в религиозно-идеологическом плане. А Россия продолжает считать самым важным моментом нынешних взаимоотношений с Турцией очистку Идлиба от игиловцев чеченского, уйгурского происхождения.
По сообщению иранского информагентства Fars от 29-го августа, основной целью состоявшейся несколько дней назад в Москве встречи с президентом Путиным министра иностранных дел Мевлута Чавушоглу, министра обороны (1.5 месяца назад - начальника Генштаба) Хулуси Акара и начальника Главного разведывательного управления Хакана Фидана было получение отсрочки военной операции в Идлибе, окруженном армией Асада.
На сегодня мы видим, что предотвратить военную операцию в Идлибе не удается, что усиливает вероятность возвращения на Кавказ и через Кавказ - в Среднюю Азию чеченских, уйгурских и среднеазиатских боевиков.
B этой ситуации Турция оказывается вынуждена в одно и то же время предпринять два шага, первый из которых состоит в усилении безопасности своих южных границ с целью предотвращения новой волны переселенцев из Идлиба, а второй - в создании барьера на пути проникновения через территорию Азербайджана на Кавказ и в Среднюю Азию тех самых боевиков, чего Россия серьезно опасается.
Турция вынуждена пойти на этот шаг не только ради своей безопасности, но и с целью предотвращения (естественно, при сильном внушении и даже давлении со стороны Москвы) рассредоточения покинувших Сирию боевиков в соседних странах, особенно в Азербайджане и России (Северный Кавказ).
Россия старается добиться того, чтобы террористы, особенно чеченские, не вышли из Идлиба живыми, а "вину" зa просачивание выживших террористических групп на Кавказ и в Среднюю Азию может возложить, в первую очередь, на Турцию, а затем на другие страны, в том числе на Азербайджан.
По большому счёту, было бы верно в этом контексте усматривать причину участившихся в последние дни визитов в Баку главнокомандующего силами жандармерии, находящихся в подчинении министра внутренних дел, а также высокопоставленных лиц Министерства национальной обороны.
То есть, при операции в Идлибе Россия хотела бы видеть Турцию рядом с собой, плечом к плечу. До сегодняшнего дня добро на две важные военные операции для Турции в Сирии было дано именно для того, чтобы обеспечить это сотрудничество в Идлибской операции, имеющей для Москвы жизненно важное значение. Однако Турция на это вовремя не пошла и теперь, оказавшись в безвыходном положении, второпях пытается в определенной мере выполнить требование России, вовлекая в это дело и Азербайджан.
Останется ли Москва довольна этими маневрами Анкары?
Ближайшее будуще покажет.
Написать отзыв