Azerbaijan. Khudafar's bridge
В Азербайджане общественность с удивлением и возмущением приняла информацию о фактическом тайном сговоре между официальным Баку и непризнанным им руководством карабахских сепаратистов о строительстве моста через реку Аракс (Араз). Мост соединил берега Ирана и оккупированной зоны в Джабраильском районе, так как в 1992-93 годах армянская армия вышла к берегам реки Аракс и закрепилась там. Таким образом, заключив с Ираном в 2016 году согласие на строительство этого моста, руководство Азербайджана разрешило карабахским сепаратистам участвовать в экономическом проекте на законной территории Азербайджана.
В официальном сообщении по этому поводу говорится, что заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов внес ясность в вопрос строительства гидроузлов и гидроэлектростанций «Худаферин» и «Гыз галасы» на реке Араз.
"Между правительствами Азербайджана и Ирана 23 февраля 2016 года подписано соглашение о сотрудничестве в сфере продолжения строительства, эксплуатации гидроузлов и гидроэлектростанций «Худаферин» и «Гыз галасы» на реке Араз, а также в сфере энергетики и использования водных ресурсов.
Данное соглашение основывается на принципах уважения суверенитета и территориальной целостности обоих государств. В соответствии с этими принципами, в Соглашении подчеркнута значимость восстановления территориальной целостности Азербайджана согласно требованиям резолюций ООН. По соглашению, стороны, поддерживая суверенитет, территориальную целостность и интересы обеих стран, осуществляют совместную деятельность по продолжению строительства, а также в связи с эксплуатацией гидроузлов и гидроэлектростанций «Худаферин» и «Гыз галасы» на пограничной реке Араз», - сказал Халафов.
Замминистра сообщил, что строительство мостов, которое освещается в прессе, следует рассматривать в рамках реализации проектов гидроузлов и гидроэлектростанций «Худаферин» и «Гыз галасы».
«Как заявило посольство Ирана в Азербайджане, части дамб и мостов, приходящихся на территорию Азербайджана, иранская сторона воспринимает в рамках территориальной целостности Азербайджана. Это отражено в вышеуказанном Соглашении, которое утверждено парламентами обеих стран и обладает законной силой.
Исходя из взаимодоверия, дружественных и добрососедских связей между Ираном и Азербайджаном, выражаем уверенность в том, что эти мосты служат именно реализации проектов гидроузлов и гидроэлектростанций «Худаферин» и «Гыз галасы»», - уточнил Халаф Халафов.
Заявление заместителя министров оставляет больше вопросов, чем дает ответы. Как Азербайджан осуществляет совместное с Ираном строительство на территории, куда не может ступить нога азербайджанского рабочего и инженера? В чем заключается сотрудничество в сфере эксплуатации там, где хозяйничает оккупационная армия Армении?
Глава Центра мониторинга выборов и обучения демократии (ЦМBОД) Анар Мамедли пишет по этому поводу в ФБ:
- Есть много неясных моментов. Как видно из соглашения от 2016 года о строительстве двух мостов возле моста Худафарин на реке Араз, в нем не указаны географические координаты, в частности, территории, где будут расположены гидроузлы.
Из текста соглашения ясно, что территории, находящиеся в Восточном Азербайджане (Иран), будут пользоваться электричеством от новой гидроэлектростанции. Азербайджанская сторона может переводить свою долю электроэнергии в Нахчыван.
Настоящее соглашение имеет силу де-юре. Но если Азербайджан де-факто не контролирует северную часть Араза, почему тогда иранская сторона решает практические вопросы строительства и т.д. с Арменией, с Нагорным Карабахом? В подписанном соглашении запрещается использование физических и юридических лиц, принадлежащих третьей стороне. Кто в этом случая армянская сторона?
По соглашению, азербайджанская сторона оплатит часть расходов. А застрахованы ли риски проведения строительства на территории, которую мы не контролируем? Если будет война и враг выстрелит в зону строительства, кто возместит наши потери? Соглашение было подписано в феврале 2016 года, а в июне ратифицировано. Затем в апреле 2016 года были бои, одной из территорий военных действий был Джебраильский район. А если завтра азербайджанская сторона вновь начнет военные операции в этом направлении, что станет с соглашением?
Почему азербайджанское общество узнал о соглашении только сейчас? Подписание состоялось в 2016 году, затем документ узаконен и подписан главой государства. Но активная часть общества о соглашении не знает, из Милли Меджлиса запрос на информацию не поступал.
А.Мамедли считает полезным строительство гидроузла в регионе, где как на иранской, так на азербайджанской сторонах реки живет население, которому в сельскохозяйственных работах нужна поливная вода. Но должны быть четкие механизмы, которых нет в соглашении. Особенно если речь идет о территории, которую мы де-факто не контролируем.
Обнародование этого соглашения через 3 года показывает, что общество и Милли Меджлис не владеют информацией, не могут осуществлять контроль над исполнительной властью в Азербайджане. А.Мамедли называет трагедией тайное заключение соглашения о территории, которая контролируется захватчиком.
Политолог Элхан Шаиноглу, обратив внимание на заявление Ирана о наличии азербайджанского согласия на строительство, спрашивает: почему Баку дал добро на проведение работ там, где хозяйничают оккупанты?
Азербайджанцы регулярно выражают возмущение, а официальный Баку выдает заявления протеста об экономических отношениях между Ираном и карабахскими сепаратистами, о транспорте груза в Карабах из Ирана по мосту через Араз. При этом руководство Азербайджана подписывает тайный сговор о территории, на которой действуют сепаристы, а мост построен с согласия правительства в Баку.
Х.Халафов утверждает, что строительство моста через Араз должно рассматриваться в увязке с гидроэлектростанциями "Худаферин" и "Гыз Галасы". Какая связь между мостом и ГЭС?
Одним из подписантов тайного соглашения является бывший министр экономики Азербайджана Шаин Мустафаев. Э.Шаиноглу требует, чтобы экс-министр дал обществу объяснения.
Добавим, что во время президентства Гейдара Алиева прибывшая в Баку делегация Ирана обращалась к Г.Алиеву с предложением согласиться с этим проектом. Тогда президент Азербайджана, возмущенный, молча покинул зал переговоров, оставив иранцев в смущенном молчании. Общественность видела происходящее в телевизионном репортаже.
Этот же проект был подписан в 2016 году правительством президента И.Алиева, в тайне от общественности.
Написать отзыв