Erdogan and Albayrak
Теперь, когда завершился региональный съезд правящей 19 лет Партии справедливости и развития (ПСР, с правительствами г-на Эрдогана – 18 лет), в скором времени будет определена и дата очередного съезда самой ПСР.
Ситуация в канун VII съезда полностью отличалась от того, что имело место перед предыдущими съездами; с начала 1990-х годов я мог вблизи наблюдать за деятельностью части этих людей, в том числе г-на Эрдогана, в Партии благоденствия Эрбакана, и хотя хорошо помню, как в мае 2000 года «новаторы» ушли из нее и стали и организовываться при лидерстве Эрдогана, кажется, что это было вчера.
Нельзя сказать, что VII съезд – что-то из ряда вон выходящее, скорее, он привлек особое внимание, ибо Р. Т. Эрдоган как политик не допускает чему-либо достичь крайне особого состояния. И этот съезд, прежде всего, потому привлек такое внимание, что, несмотря на пандемию, в условиях которой он проходил, учредитель и лидер партии Эрдоган, как и во всех предыдущих подобных случаях, указал на новые, еще более важные цели.
Смелости г-на Эрдогана можно позавидовать, ибо он решился на этот шаг, несмотря на то, что опросы общественного мнения говорят о падении рейтинга ПСР как минимум на 10% по сравнению с аналогичным показателем, зафиксированным на последних выборах.
Другим фактором, привлекшим внимание накануне VII форума, являлась мощная поддержка, выраженная Эрдоганом своему зятю Берату Албайраку на региональном съезде в Измире.
Албайрак, избравшийся депутатом и ставший министром энергетики в 2015 году, взял на себя ответственность за казначейство и финансы в правительстве, сформированном после изменивших систему выборов 24 июня 2018 года. Однако после ухудшения ситуации на рынке валюты и экономических показателей процентной политики Центробанка, он подал в отставку через Instagram.
И упоминание Албайрака, о котором с тех пор никто ничего не знал, и выражение ему горячей поддержки непосредственно самим президентом, вызвало резкие волнения на валютном рынке, и не только последний, но и большинство игроков экономической системы, не жалующие фамилию Албайрак, попытались разобраться в причинах похвалы в его адрес главой государства.
И то, что президент так открыто защищал своего зятя после 4 месяцев неизвестности, вызвал к жизни две версии с учетом фактора «семьи». Первая из них кажется более реалистичной, поскольку вернуть Альбайрака в правительство и даже поручить ему пост вице-президента, нетрудно, и если президент пойдет на это, значит, учел все возможные варианты. Вторая версия связана с досрочными выборами, которые могут состояться летом. То, что, выступая на одном из региональных съездов ПСР, ее лидер говорил о «посещении домов во время поста, неустанной работе и подготовке к последующим процессам», было истолковано как месидж о возможности проведения досрочных выборов нынешним летом.
Следящие за политическими процессами хорошо знакомы с практикой г-на Эрдогана «проводить выборы после поста», и многие полагают, что его последние высказывания следует анализировать в контексте данной практики. С этой точки зрения, накануне выборов Албайрак позарез нужен Эрдогану, и его оставление вне предстоящих в эти месяцы процессов, как говорят в Турции, «противоречило бы природе вещей".
Восстановление Албайрака на официальной должности жизненно важно для Эрдогана и в плане судьбы ПСР в период после досрочных выборов. Ибо слухи о том, что независимо от их итога, Эрдоган оставит пост лидера партии, только усиливаются.
Анализ этого достаточно обоснованного утверждения в контексте политики, проводимой Эрдоганом до сих пор, позволяет считать вероятность избрания Албайрака председателем партии довольно высокой. Ибо, в частности, только Албайрак, не изменяя нынешнюю политическую доктрину, может подержать деятельность организаций ПСР (если не развить ее дальше), последние 10 лет функционирующих благодаря политикам с черноморского побережья.
Поэтому нет ничего зазорного в предсказании (но не позже понедельника) того, что март месяц будет иметь большое значение для турецкой политики.
Небезынтересно, что в марте очередной съезд проведет также младший партнер властей – Партия националистического движения. Впрочем, дальнейшие наблюдения за политическими процессами в Турции, требуют завершения данной статьи следующим вопросом:
Проведут ли партии «Одна вывеска – один мандат» также съезд или г-н Адалят Велиев, не утруждая их, сам решит этот вопрос?»
Маис Ализаде
Написать отзыв