Russian and Turkish military in Syria
Вопреки упорным утверждениям России о том, что «Никаких миротворцев из Турции в Нагорном Карабахе не будет» (https://www.bbc.com/russian/features-54930755), министр национальной обороны Хулуси Акар заявил, что после победного завершения войны Азербайджаном Анкара участвует в миротворческом процессе: «Отвечаю тем, кто спрашивает, где в карабахском соглашении указана Турция. Турция находится внутри процесса карабахского урегулирования — как на поле боя, так и за столом переговоров». (https://zerkalo.az/turetskie-voennye-budut-dejstvovat-v-sostave-sovmestnoj-mirotvorcheskoj-missii-hulusi-akar/). Там речь не может идти о том, что, мол, “Я пришел, все решилось”»
Эта решительная позиция турецкой армии представляет собой органическое продолжение начавшихся после 12 июля процессов, причем подобную решимость демонстрируют и политические власти Турции.
Еще одним привлекшим внимание моментом в заявлениях министра Акара является констатация «готовности обсудить вопросы «согласованного функционирования» закупленных у России в июне 2019 года ракет С-400, впервые испытанных в прошлом месяце в районе Синопа на побережье Черного моря, и американскими самолетами F-35 и устранить беспокойство». Как известно, вопреки внушениям и давлению Вашингтона и НАТО, Анкара не отказалась от приобретения ракет С-400, после чего США включили Турцию в «Список санкций против недружественных стран» (CATSAA).
И о чем говорит актуализация Х. Акаром вопроса о С-400 и F-35 в условиях, когда после разгромной победы Азербайджана над Арменией Москва и Анкара обменялись заявлениями: «В миротворческих силах в Нагорном Карабахе турецких войск не будет» (твердая позиция России) и «Турция находится внутри процесса Карабахского урегулирования» (позиция Турции)? Итак:
- Будет ли Анкара и впредь закупать С-400 у России? Если да, то не намекает ли она Вашингтону: «Не сердитесь, мы готовы сотрудничать и с вами»?
- Несмотря на обвинительное утверждение Кремля о том, что при проведении контрнаступления по освобождению своих земель от учинивших геноцид сепаратистов и террористов Азербайджан «привлек в регион джихадистов», может ли одной из причин длительного нейтралитета Москвы в отношении решительной моральной поддержки этих операций Анкарой быть подписание других соглашений о продаже С-400?
- Почему при очевидности того, что установление широкого «гармоничного функционирования» между F-35 и С-400 невозможно и, несмотря на безусловное неприятие Вашингтонам закупок С-400 с самого начала, министр Акар именно после сокрушительной победы Азербайджана и заявления Турции о том, что она «была и будет в миротворческом процессе в Карабахе», счел необходимым заявить, что они «готовы обсудить гармоничное функционирование С-400 и F-35»?
- Ранее Москва объявляла о подписании с Анкарой двух соглашений о купле-продаже ракет С-400. Если после заявления министра Х. Акара Турция, несмотря на возражения Вашингтона, продолжит покупать ракеты у России, как это скажется на отношениях между двумя старыми союзниками по НАТО?
- И, наконец: министр национальной обороны Акар анонсировал проведение Турцией и Россией тщательного обсуждения условий их сотрудничества в регионе. Спрашивается: если речь идет о присутствии турецких войск в «Нагорном Карабахе» вместе с «миротворческими» российскими военными, и Россия уже отправила туда достаточный для создания военной базы контингент, вооруженный самым современным оружием, то на каких после этого условиях Турция отправит своих военных в те же точки, где расположены в «миротворцы»?
- Мы не впадаем в пессимизм, но было бы уместно напомнить, что Москва и Анкара обменивалисьделегациями для обсуждения также и «наблюдательной миссии» в Идлибе, и эти 1,5-летние переговоры завершились гибелью 57 турецких аскеров от рук расположенных в регионе российских войск.
И всем нам очень хочется, чтобы нынешняя аналогичная «наблюдательнаямиссия» на сей раз завершилась благополучно...
Маис Ализаде
Написать отзыв