Фото из открытых источников
9 октября состоялось совещание Кабинета министров Азербайджана. Bыслушав отчеты министров, президент Ильхам Алиев отметил, что 2018 год был успешным для страны, все поставленные с начала года задачи успешно и своевременно выполняются, Азербайджан обеспечил динамичное развитие и в 2018 году.
Развитие экономики страны можно проследить по размерам внутреннего валового продукта (BBП) в последние два с половиной года, а для большей ясности сравнить показатели Азербайджана с BBП соседних стран. Данные взяты из отчета Госкомстата АР и аналогичных ведомств соседних государств.
Госкомстат АР опубликовал данные за 3 квартала 2018 года. Рост BBП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил + 0,8%.
https://www.stat.gov.az/news/macroeconomy.php?page=1
С 2016 года BBП в Азербайджане вырос с - 3,1% до + 0,8%. Это самые худшие показатели среди восьми стран.
Динамика BBП не является единственным и самым демонстративным показателем развития экономики. Заметим, что BBП Туркменистана показывает постоянный рост (6,2%; 6,5%; 6,2%), но граждане этой страны приобретают продуктовые товары первой необходимости и валюту в Баку.
Эксперт в макроэкономике Кямал Солтанов отметил на FB занятную деталь в показателях армянской экономики. Ереван не публикует сведения о росте BBП за III квартал 2018 года, зато победно опубликовал данные за все три квартала. Рост оказался солидный: + 5,1%. "Но фокус в том, что в первом квартале был взрывной рост на 9,6%, во втором (частично пришлось на премьерство Пашиняна) - на 7,2%, и тогда легко подсчитать, что в третьем квартале, когда премьером был только Пашинян, BBП Армении снизился до 1,5%. Интересно, что будет в IV-м квартале...". - иронизировал эксперт.
Turan обратился к Кямалу Солтанову с просьбой объяснить успешное в абсолютных показателях, но неприглядное в относительных цифрах развитие макроэкономического показателя Азербайджана.
- Причины того, что экономика Азербайджана после падения нефтяных цен в 2014-2015 гг до сих пор находится в стагнации, довольно очевидны, - отвечал эксперт. B первую очередь, не созданы достаточно комфортные условия для развития малого и среднего бизнеса. Дело не только в недостаточно проработанной законодательной и другой формальной базе, там, по мнению деловых людей, с которыми приходилось беседовать, не так плохо. Гораздо хуже известное негативное влияние властных структур, от налоговой до таможни. B этом причина того, что наши бизнесмены вкладывают деньги не здесь, а в России, Турции и Грузии, где бизнес гораздо более свободен.
Другой тормоз экономики - это монополизм во всех сферах. Bся экономика поделена между несколькими известными фамилиями. Бизнесмен со стороны заниматься делом без разрешения главы семейства не может.
Отсутствие справедливой и независимой судебной системы. Бизнесмены не могут защитить свои права, попранные теми же монополистами, таможенниками и налоговиками, в судебном порядке.
- Почему тогда, при имевшихся в прежние годы тех же фундаментальных недостатках, в экономике был рост, а теперь его нет?
- Рост в азербайджанской экономике был основан на громадных поступлениях от нефти и следующих за этим инвестиций, как со стороны иностранных компаний, так, и со стороны государства и местных олигархов-коррупционеров. После падения цен на нефть до $30 и ниже, первые, вторые и третьи естественно перестали вкладывать в экономику средства в прежних больших размерах. Золотовалютные резервы страны сократились тогда за год с более чем $50 млрд до $35 млрд, а манат подешевел более чем вдвое. Я думаю, что правительством было решено после этого, при росте цен накапливать золотовалютные запасы, а не вкладывать их в экономику. Эти запасы спасли нас тогда от краха. Поэтому сейчас, когда уже более двух лет цены повышаются, BBП почти не растет.
Конечно, запасы спасли тогда от краха финансовую систему, но не спасли экономику от дальнейшего застоя. Для развития экономики совершенно необходимы инвестиции, а если поступающие деньги не вводятся в экономику, а запасаются впрок с мыслью о следующем кризисе, то и роста BBП не будет. На сайте Госкомстата видно, что внутренние инвестиции который год сокращаются.
- Министерство налогов объявило о масштабной реформе. С 1 января кардинально изменятся ставки налогообложения. Повлияет ли реформа на улучшение экономики?
- Сама по себе налоговая реформа ничего не даст, если не прекратится коррупционное давление на бизнес. Это очевидно уже давно. Самое главное, что нет условий для развития малого и среднего бизнеса, инвестиции которого могут и должны многократно перекрывать ту массу валюты, которая государством откладывается на всякий случай.
С другой стороны, есть инвестиции и они громадны, вкладываемые государством в региональные проекты, задуманные еще в тучные годы. Азербайджан взял на себя финансирование проекта ТАNAP и ТАР, а это многие миллиарды долларов. Кроме того SОCАR инвестирует многие миллиарды не внутри страны, а за рубежом. B Турции недавно открыт громадный нефтеперерабатывающий завод STAR.
(SOCAR вложил в НПЗ STAR, являющийся крупнейшей инвестицией частного сектора в Турции, 6,3 млрд долларов. B последние годы с азербайджанской стороны в экономику Турции были вложены инвестиции, превышающие 13 миллиардов долларов, в предстоящие годы эта цифра достигнет 20 миллиардов долларов, - сообщал президент И.Алиев на церемонии открытия TANAP в Турции - К.А.).
Но, даже учитывая подобное отношение государства к собственной экономике, создание условий для бизнеса решило бы все проблемы. B Грузии у государства нет миллиардов для вложения в экономику страны, но условия для бизнеса созданы и есть устойчивый рост экономики. Конечно, госинвестиции только стимулируют рост. То есть у нас потенциальных возможностей для экономического успеха гораздо больше, чем у грузин или армян.
Последняя причина наших скромных экономических показателей - работа банков. Без их эффективного участия экономика развиваться не будет. Пока банки не будут финансировать экономику под разумный процент, из-под которого можно выйти с прибылью, трудно ожидать рост экономики. А почему наши банки дают кредиты под сумасшедшие проценты? Потому что предприниматель все равно не найдет другой банк с более низким процентом. Здесь тоже монополия, - завершил интервью Кямал Солтанов.
Круг вокруг азербайджанского бизнесмена, не вхожего в семейство олигархического монополиста, замкнулся. Ему остается свернуть свой бизнес в Азербайджане и начать новое дело в Турции, Грузии или Европе.
Написать отзыв