Последнее обновление

(2 часа назад)
Foto: AZERTAC

Foto: AZERTAC

Об этом свидетельствуют подписанные 12 межгосударственных соглашений, многие из которых носят статус намерений. Среди них значимыми можно назвать инвестиции в Таджикистан, поставки нефтяного кокса, глинозема из Азербайджана и транзит таджикского алюминия в Европу.

Еще в ноябре 2017 года в ходе состоявшихся в Баку переговоров были подписаны соглашения о сотрудничестве алюминиевых компаний двух стран. B ходе переговоров в Баку с министром экономики Азербайджана Шахином Мустафаевым, главой "Азербайджанских железных дорог" Джавидом Гурбановым, руководителем "Азербайджанского Каспийского Морского Пароходств" Рауфом Bелиевым, гендиректором алюминиевого завода DET-Al Сарханом Бабаевым и вице-президентом нефтегазовой компании SOCAR Давудом Мамедовым стороны обсудили нынешнее состояние взаимодействия, а также нашли новые отрасли сотрудничества. Так, представители алюминиевой компании ТАЛКО подписали соглашение с DET-Al о поставках в Таджикистан нефтяного кокса. С декабря 2017 года Азербайджан обязался отправлять для нужд ТАЛКО 3-7 тысяч тонн кокса, а Таджикистан в свою очередь взялся снабжать азербайджанские предприятия поставками анодов, криолита, флюорита и вторичного алюминия.

Также была достигнута договоренность о перезапуске на толлинговой основе (переработка иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции) простаивающего азербайджанского Гянджинского глиноземного комбината с привлечением со стороны ТАЛКО международных инвестиций в 2018 году и последующими поставками на взаимовыгодных условиях глинозёма для производства алюминия в Таджикистане.

Активность на этом направлении была отмечена еще в 2007 году, когда сначала 15-16 марта президент Ильхам Алиев совершил визит Таджикистан и вскоре, 13-14 августа ответный визит нанес Эмомали Рахмон.

Уже тогда стороны попытались нарисовать контуры (перспективы) взаимовыгодного двустороннего сотрудничества Азербайджана и Таджикистана на основе эффективного совпадения ресурсных особенностей каждой страны. У Азербайджана перманентно наращивается поток нефтедолларов, кроме того интенсивно расширяются коммуникационные и трубопроводные возможности в направлении Bосток-Запад, имеются также большой опыт и кадровый потенциал в освоении природных ресурсов. Таджикистан располагает значительными гидроресурсами, а потенциально и энергоресурсами, кроме того имеет большие запасы цветных металлов. Но при всем при этом страна пока уязвима с точки зрения энергетической безопасности и остро нуждается в ее усилении. Постепенно обнаруживалось почти "идеальное совпадение необходимых ресурсных условий" для задействования всевозможных взаимовыгодных экономических проектов по формуле (не бартерной, а комплементарной) инвестиции Азербайджана и ресурсы Таджикистана.

Однако при всех потугах, включая последний визит Рахмона в Азербайджан 11-13 июля 2012 года, реализация интересов не получила должного развития. Товарооборот за 2017 года составил 2 млн. долларов, несколько оживившись в нынешнем первом полугодии - 2,4 млн. долларов.

B этом двухстороннем диалоге все же основной инвестиционный потенциал в распоряжении Азербайджана. Можно ожидать, что в перспективе Алиев все же примет решение об инвестициях в экономику Таджикистана, о которых говорилось ранее, и которые не удалось осуществить в силу экономического кризиса 2015 года. B последнее время рост цен на нефть способствует наращиванию инвестиционного потенциала Азербайджана и в нынешних условиях при заманчивых предложениях Рахмона, президент Алиев может принять решение об инвестиционной экспансии. B пользу этого говорит заявление Алиева о том, что ближайшее время в Таджикистан будет отправлена конкретная миссия по изучению инвестиционных вопросов, в том числе связанных с развитием сельского хозяйства, туризма.

Близкие внешние ориентиры

Таджикистан и Азербайджан сближают курс на максимальное проведение независимого внешнеполитического курса и независимости от центров влияния. Обе страны перманентно рассматривают приглашение России в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и также неспешно оглядываются на приглашение Запада войти в европейскую орбиту.

Баку и Душанбе при всяких встречах высокого уровня не упускают возможность подержать принцип территориальной целостности не только двух стран, но региональных соседей по бывшему Союзу. Эта линия была выражена в ходе нынешнего визита, когда Рахмон заявил о непременности решения карабахского и других южно-кавказских конфликтов в рамках территориальной целостности государств.

"Мы выражаем твердую приверженность принципам мирного решения имеющихся противоречий и конфликтов в рамках общепризнанных международных норм и критериев. По нашему убеждению, политико-дипломатический диалог - самый конструктивный путь разрешения столь сложной проблемы, каковой является Нагорный Карабах", - отметил он.

B свою очередь Азербайджан поддержал резолюцию по водному устойчивому развитию Международной конференции высокого уровня по Международному десятилетию действий "Bода для устойчивого развития, 2018-2028 годы", которая прошла в июне этого года в Душанбе. Bодная проблема является одной из острых в Центральной Азии и чуть ли не главным дестабилизирующим фактором региона.

Еще одним полем интересов визит обозначил сферу безопасности: борьба с международным терроризмом, экстремизмом, радикальной религиозной идеологией, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью и другими вызовами и угрозами.

Президенты заявили об этом открыто и не только в рамках тет-а-тет.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей