dailysabah.com
Разве может концептом VII съезда партии, находящейся у власти 18,5 года, быть положение «мы только начинаем, завершили то, что готовили 19 лет и сейчас еще только начинаем»? Утверждение о том, что содержание и смысл VII съезда (24 марта с.г.) этой политической партии (не только процесс созидания, но и предшествующие ему 8-9 лет исламистской политики которой нам хорошо известны), выражается данной фразой (как заявил Отдел пропаганды и работы с медиа ПСР), перенесло нас на 22 года назад...
Тогда мы тоже были на пресс-конференции Реджепа Тайипа Эрдогана, снятого с поста председателя муниципалитета Стамбула за месяц до выборов, и были свидетелями того, как г-н Эрдоган, решительно заявив «сия песня на этом не закончится», что взбудоражило не только исламистские, но и другие, в том числе право- и левоцентристские прослойки бщества, отправился в тюрьму.
А последующие 2,5 года были ознаменованы учреждением ПСР и приводом ее к единоличной власти на первых же выборах, в которых он участвовал, несмотря на запрет заниматься политикой. За всем этим мы внимательно наблюдали и сегодня продолжаем это делать. Поэтому, не сочтите за нескромность, нам нетрудно было понять, в чем смысл и резон слов Махира Унала «все только начинается»
Да, когда 3 месяца назад председатель ПСР и президент Эрдоган посетил старейшего адепта исламистской политики Огузджана Асилтюрка в его доме, мы писали, что в отличие от всех других выборов, в которых ПСР до сих пор участвовала и побеждала (кроме выборов глав центральных муниципалитетов 31 марта 2019 г., когда победили оппозиционные партии), на нынешних вне- или очередных выборах предвыборная агитация во многом будет построена на идеологических символах.
Произошедшие в канун VII съезда события подтвердили это. Так, Собор Святой Софии, который летом получил статус мечети, с осени превратился в идеологический центр пропаганды «исламистского режима и халифата». Вопреки предупреждениям высокопоставленных управленцев правящей партии, муллу этой мечети никак не укротить, явно проправительственная радикальная религиозная газета, ничтоже сумняшеся, в заголовке пишет, что «для парламента объявить Халифат – 15-минутное дело». После отмены по решению главы государства Стамбульской конвенции (1), которую Турция подписала суть ли не первой, предводители сект выстроились в очередь, чтобы выразить ему благодарность и т. д.
И, похоже, в отличие от ситуации в канун предыдущих выборов, экономическое положение страны очень мало интересует правящую партию, и никому нет дела до прогнозирования негативных последствий для денежно-кредитной политике снятия c поста президента Центрального банка, проработавшего всего 4,5 месяцав.
А на фоне бесчисленного множества подобных фактов из разных сфер нас совершенно не удивляет то, что руководитель Отдела пропаганды и работы с медиа ПРС охарактеризовал нынешнюю ситуацию как «мы еще только начинаем», и считаем слова уважаемого Унала как искренними, так и справедливыми. Ибо эти слова каждому покажутся непонятным и странными, не будучи истолкованы как выражение предварительной подготовки к достижению цели, заявленной ПСР на 2023 год. На сегодня управленцы правящей партии, находящейся у власти 18,5 года, должны говорить именно так, и альтернативы этому нет.
Так как, 1) правящая партия на самом деле планирует в 2023 году сменить режим и впервые об этом заявляет так открыто, и 2) правительство, признавая всю сложность налаживания экономики, для консолидации своих адептов на идеологической основе активно вводит в оборот слоган «мы только начинаем», не видя в этом ничего зазорного.
Чтобы узреть это, стоит только взглянуть на список членов Совета центрального управления правящей партии, избранных на VII съезде. Если таково было положение дел перед VII съездом и его итоги только подтвердили данный тезис, то следует уяснить, насколько реалистична поставленная правящей партией цель и проанализировать возможности ее достижения. Анализ этих возможностей, проведенный с учетом тривиального положения политической теории о том, что «для достижения поставленных целей необходимо принимать своевременные меры», показывает: эта попытка запоздала примерно на 10 лет.
Партия справедливости и развития (основана 15 августа 2001 года и пришла к единовластию 3 ноября 2002 года), в третий раз утвердив свою гегемонию, достигшей апогея на выборах 22 июня 2011 года, должна была (как мы тогда писали) не медлить в реализации поставленных перед собой задач. Ибо после этих выборов начался отход от философии создания ПСР и сведение счетов с FETÖ (оказывающей давление с целью войти во власть), что поглотило 5 лет и продолжается и сейчас.
После выборов 2011 года экономическую политику правительства стали, в основном, определять строительные компании, и сегодня именно они навязали г-ну Эрдогану хаос, вызванный «низкими процентными ставками».
И сегодня глава государства Турции, потому, что ему трудно сопротивляться этим компаниям (или из-за того, что он в одно время поощрял их, нет разницы), ничуть не колеблясь, после увольнения трех президентов Центрального банка назначает четвертого во имя торжества положения «низкие проценты – низкая инфляция», противоречащего выработанным человечеством экономическим теориям. Ибо, пользуясь поддержкой правительства, эти компании, полностью замкнув экономику на себя, не соглашаются ни на что другое, кроме варианта «для продажи квартир и офисов процентные ставки по кредитам должны быть низкими». В контексте этой ситуации, явно ведущей экономику в пропасть, судьбы режима в 2023 году и достижение халифатских целей теряют реальную основу. А попытки достичь целей на религиозно-идеологическом фундаменте рискованно по нескольким причинам, прежде всего, из-за невозможности предвидеть возможную реакцию на это общества в целом.
Сочтя постулат Махира Унала «мы еще только начинаем» иррациональным, и с учетом многих факторов, подобных этим двум, мы можем смело утверждать, что ПСР опаздала в достижении своих конечных целей. Если все опросы общественного мнения (от самого объективного до самого субъективного) говорят о том, что рейтинг этой партии постоянно снижается, то стоит задуматься о том, хватит ли у социума терпения для участия на выборах 2023 года.
Если политические партии представляют собой складывающуюся на основе свободной рыночной экономики надстройку над демократией, то их прогресс и регресс, и даже исчезновение является важнейшим фактором и показателем действенности демократии. Поэтому падение рейтинга правящей партии надо расценивать как требование демократии и доказательство ее динамичного функционирования.
И невозможно усомниться в том, что председатель ПСР и президент Эрдоган, сильнейший и опытнейший политический игрок нынешней Турции, понимает все это точно так же. А попытка консолидировать своих сторонников на идеологической почве может быть его последним ходом, и его стремление возродить дух 1994 года является частью этой идеологической инициативы.
Если это получится, то произойдет одно из чудес в истории мировой демократии, но если нет, то не надо будет горевать. Потому что г-н Эрдоган уже давно и более ярко, чем Аднан Мендерес, Сулейман Демирель и Тургут Озал, вписал свое имя в политическую историю Турецкой Республики.
Сегодня уже нет ни одной из созданных ими партий.
А единственно существующая партия – это азербайджанская Партия «Ени Азербайджан».
Горжусь ею и говорю: «Да будет она покровителем Азербайджана во веки веков».
«Да не онемеют сказавшие "Аминь!"» (Джалил Мамедгулузаде, « Сборище сумасшедших»)
Маис Ализаде
_______
- Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием — международное соглашение Совета Европы против насилия в отношении женщин и насилия в семье. Открыта для подписания с 11 мая 2011 года в Стамбуле. Подписана 46 странами и Европейским союзом. https://ru.wikipedia.org/wiki/Стамбульская_конвенция
Написать отзыв