Центральный Банк при девальвации маната скрыл среднеэкспортную цену азербайджанской нефти
Азербайджан в январе-ноябре 2015 года экспортировал 29 млн. 941 тыс. 481,32 тонны нефти, что на 0,9% ниже показателя аналогичного периода 2014 года.
Согласно показаниям счетчиков Государственного таможенного комитета (ГТК) АР, за отчетный период было экспортировано:
- по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан 24 млн. 421 тыс. 855,4 тонн нефти (в том числе 1 млн. 952 тыс. 274,3 тонн газового конденсата с месторождения Шах-Дениз);
- по нефтепроводу Баку-Супса – 3 млн. 915 тыс. 164,9 тонн;
- по нефтепроводу Баку-Новороссийск – 1 млн. 186,918 тыс. тонн;
- по железной дороге в Батуми (Грузия) – 417 тыс. 543,02 тонн.
По данным ГТК, объем задекларированной нефти, отправленной на экспорт, за январь-ноябрь 2015 года составил 20 млн. 127 тыс. 926,08 тонн на сумму $8 млрд. 259 млн. 922,6 тыс. Исходя из этих данных, по итогам 11 месяцев среднеэкспортная цена азербайджанской нефти составила $410,37 за тонну или $55,45 за баррель.
По данным ГТК, в январе-ноябре 2015 года экспорт нефтепродуктов из Азербайджана составил 1 млн. 922 тыс. 844,93 тонн на сумму $688 млн. 761,76 тыс.
Отметим, что 21 декабря азербайджанский манат вновь девальвировался. В итоге с начала года национальная валюта обесценилась на 98%. При этом Центральный банк вторую девальвацию (на 48%) объяснил тем, что в начале года проведенная операция была направлена на сохранение курса маната с ориентировкой на среднюю цену на нефть в пределах $50-55 за баррель. Нынешняя цена оказалась в три раза ниже, чем в 2014 году.
Как видно из данных ГТК, Центральный банк при девальвации маната исходил из фактической цены нефти на рынке, а не из средней цены. Средняя цена азербайджанской нефти по итогам 2014 года составляла $101, по итогам I полугодия 2015 года - $59,4, за 11 месяцев - $55,45.
Скорее всего, правительство в течение года фактически бездействовало, уповая на скорый рост нефтяных цен, как в 2009 году, когда низкие цены на нефть продержались всего несколько месяцев. Однако этого не произошло. Правительство же с февраля не провело никаких экономических реформ, даже не сделало каких-либо шагов по привлечению иностранных инвестиций в ненефтяной сектор. Правительство даже упорно сопротивлялось, утверждая, что в Азербайджане нет, и не может быть кризиса, и что “в отдельно взятой стране создана уникальная модель экономики”. Только в октябре на расширенном заседании правительства было частично признано, что “из-за мирового кризиса, а также резкого снижения цен на нефть в Азербайджане неизбежны последствия кризиса”.
Когда в начале сентября 2014 года цена нефти упала ниже $100 за баррель валютные резервы Центрального Банка составляли $15,3 млрд., однако ближе ко второй девальвации они составляли всего $5,5 млрд. Однако в правительстве так и никто не смог найти смелости и объяснить: “Зачем нужно было сжигать $9,8 млрд. народных средств”. --12В--
Экономика
-
Экономика Азербайджана, сильно зависящая от доходов от нефти, сталкивается с суровым предупреждением в отчете Carbon Tracker за 2021 год «За пределами нефтяных государств: срочная необходимость снижения зависимости от нефти в контексте энергетического перехода». В отчете Азербайджан отнесен к числу наиболее уязвимых стран, зависящих от нефти, и отнесен к «5-й группе» — категории, зарезервированной для стран, в которых, как ожидается, в течение следующего десятилетия спад доходов от нефти и газа превысит 40%. В эту группу входят Ангола, Бахрейн, Тимор-Лешти, Экваториальная Гвинея, Оман и Южный Судан, что подчеркивает общие экономические риски для этих государств.
-
Экспорт из Азербайджана товаров, не связанных с нефтью и газом, вырос на 3,5% в годовом исчислении до 2,8 млрд долларов за первые десять месяцев 2024 года, сообщил Центр анализа экономических реформ и коммуникаций (ЦАЭРК) в своем ноябрьском «Обзоре экспорта».
-
ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (ADY) внесет изменения в расписание пригородных и внутренних поездов в соответствии с решением Кабинета министров об изменении рабочих и выходных дней в ноябре с целью обеспечения безопасного и комфортного путешествия во время мероприятия COP29, сообщила компания.
-
В Азербайджане правительство все больше полагалось на налоговые льготы для импортируемых товаров как на инструмент стабилизации цен на внутреннем рынке. Освобождение от 18% НДС на импорт пшеницы, продленное в этом году, является примером такого подхода. Также были введены новые меры, включая налоговые льготы на импорт зарядных устройств для электромобилей, в то время как в настоящее время обсуждаются льготы для дорогостоящих лекарств. В частности, импорт оборонной продукции по-прежнему не облагается налогами и таможенными пошлинами.
Написать отзыв