В Эрле, тирольской деревне с населением в полторы тысячи человек, что примерно на полпути между Мюнхеном и Зальцбургом, открылся новый концертно-оперный центр экстра-класса.
Новый комплекс расположился на склоне горы рядом с летним фестивальным домом, построенным еще в пятидесятые годы прошлого века для традиционных "Эрльских пассионов", которые играют жители деревни раз в шесть лет. Чтобы в другое время здание не простаивало, с 1997 года в Эрле учредили также музыкальный фестиваль. Однако соседство с "пассионами" и отсутствие отопления вскоре начали стеснять очень активного художественного руководителя фестиваля, дирижера Густава Куна. Харизматичному музыканту удалось преодолеть все финансовые и организационные препоны, и вот теперь он стал единовластным хозяином нового, "всепогодного" фестивального дворца.
"Царь горы"
Всякий, кто начинает писать о личности Куна, так или иначе сравнивает его с королем. Царственные повадки дирижера и полное единовластие в его "вотчине" дают к тому повод. Справедливость подобных ассоциаций как будто подтверждает и игра слов: "Erl-König" - так называется знаменитая баллада Гете (Johann Wolfgang von Goethe) "Лесной царь". Кто же он такой, новоиспеченный "король Эрля", царь Тирольских гор?
Густав Кун (Gustav Kuhn) – личность примечательная. Ученик Караяна (Herbert von Karajan), 67-летний сегодня Кун начал в 1970-е годы вполне успешную дирижерскую карьеру. Но очень скоро стало ясно, что яркий, но абсолютно непредсказуемый в своих рефлексиях и в своем безграничном самомнении музыкант не приживется в "нормальных" условиях оперного театра.
Дав оплеуху директору Боннской оперы, где он тогда служил дирижером, Кун заявил, что впредь будет сам себе и режиссер, и директор, и импресарио в одном лице. Самое удивительное дело, что ему это удалось. Шаг за шагом Густав Кун выстроил настоящую музыкальную империю, в которую входят оркестр им. Гайдна (Haydn-Orchester) в Триенте, два фестиваля - в Эрле и в Тоблахе (Южный Тироль), звукозаписывающая фирма col legno и академия молодых певцов Montegral, расположившаяся в покинутом монахами аббатстве неподалеку от итальянского города Лукка. Кроме того, Кун руководит конкурсом молодых певцов "Новые голоса" в немецком Гютерсло, где подбирает кадры для всех своих проектов.
Густав Кун, считающий звездный культ оперного мира - дословно - "вокальной порнографией", делает ставку на молодых, неизбалованных певцов, которым помогает получить образование и пробиться. Эксцентричный дирижер разъезжает по дорогам Германии, Австрии и северной Италии на мотоцикле и умеет дружить с "нужными людьми" как в государственных структурах, так и в мире свободного предпринимательства. Это, например, Ханс Петер Хазельштайнер (Hans Peter Haselsteiner) – один из самых богатых людей Австрии, хозяин строительного концерна Strabag.
Предприниматель и музыкант Кун так понравился предпринимателю и любителю музыки Хазельштайнеру, что тот выстроил для него собственный фестивальный дом, почти уподобившись тем самым королю Людвигу Баварскому, главному "спонсору" вагнеровского Байройта. Беседуя с журналистами, Хазельштайнер признался, что такое сравнение льстит его самолюбию. Меценат обеспечил около двух третей необходимых средств, остальную сумму предоставила австрийская казна. Общая стоимость проекта – более сорока миллионов евро.
"Зимний дворец" и "летний сад"
По замыслу австрийского архитектора Романа Делугана (Roman Delugan), спроектированное им здание характерной ассиметричной формы должно вписаться в "природный и архитектурный контекст". Облицованное темным камнем, с заостренными углами, оно напоминает скалу или утес и является "визуальным контрапунктом" к старому, летнему залу – белому и округлому. Архитектор полагает, что "зимний фестивальный дворец будет выступать на авансцену лишь зимой", а летом, скрытый зеленью, он будет почти незаметен на фоне гор. В свою очередь, летнее здание, зимой визуально "растворяющееся" на фоне снега, летом будет эффектно смотреться на фоне зеленых склонов.
Изнутри новый зал, рассчитанный на 900 слушателей, обшит деревянными панелями из акации. Аудитория уступами спускается к сцене и оркестровой яме (по объему самой большой в мире, если верить архитектору). По свидетельству первых слушателей, зал обладает прекрасной акустикой. На открытии исполняли Моцарта и Верди, летом в программе проходящего теперь в Эрле дважды в году музыкального фестиваля будет доминировать Вагнер.
Билеты уже сейчас практически раскуплены, несмотря на относительную дороговизну и некоторую кустарность режиссуры (дирижер Кун ставит оперные спектакли самостоятельно). Зато музыкальный уровень постановок соответствует самым высоким требованиям. И где еще посещение храма культуры можно столь гармонично совместить с отдыхом на природе?
Написать отзыв