Последнее обновление

(6 часов назад)
Açıq mənbələrdən foto

Açıq mənbələrdən foto

На этой неделе был издан еще один президентский указ. Вопрос, вытекающий из этого указа, заключается в создании нового органа по надзору за деятельностью ГНКАР. Новый орган будет называться Наблюдательным советом. Совет возглавляет министр экономики Микаил Джаббаров. Однако в то же время деятельность этого Наблюдательного совета будет осуществлять штат из 7 человек.

Чтобы найти четкий ответ на вопрос, о какой компании идет речь, необходимо обратить внимание на некоторые параметры, связанные с SOCAR: (i) SOCAR-это компания, которая инвестирует миллиарды долларов в различные соседние страны, (ii) SOCAR-это компания, которая платит 1 манат из средних 12-14 манатов доходов государственного бюджета, (iii) SOCAR - единственная национальная нефтяная компания, участвующая во всех нефтегазовых проектах от имени Азербайджана, (iv) SOCAR - это компания с запасами в 65 миллиардов долларов.

После таких ослепительных вывесок можно задаться вопросом, почему не было Наблюдательного совета, который контролировал бы деятельность компании, обладающей властью  "государство в государстве"?

Международный банк, ГНФАР и ГНКАР

В современном цивилизованном мире компании используют корпоративное управление для повышения своей репутации. Они применяют его принципы управления, чтобы иметь возможность получать больше инвестиций и участвовать в совместных бизнес-проектах.

Когда мы потеряли Международный банк? Когда мы увидели убыток Международного банка в размере 12,4 миллиарда манатов? В то время, когда обязательства банка уже были предметом открытой дискуссии. Она не смогла выполнить свои международные обязательства. Все тайны были раскрыты.

Кредиторы требовали вернуть им деньги и так далее. Однако существовал и Наблюдательный совет. Кто был его главой? Министр финансов Самир Шарифов. Но почему Наблюдательный совет ни на одном этапе до банкротства банка не подал сигнал SOS? Потому что Наблюдательный совет был формальным учреждением.

Необходим строгий контроль над областями, где собираются и управляются государственные средства. Если в ГНКАР будет создан Наблюдательный совет, то нужно не радоваться, а беспокоиться о запоздавшем шаге. Если такой институт, как SOCAR, который должен быть прибыльным, не знает границ заимствованиям, то,  что теперь изменится с установлением надзора?

До этого указа SOCAR имела собственный Совет директоров Компании. Точно так же, как тогда этот совет "управлялся" руководством компании, точно так же он будет управляться национальными хозяйствующими субъектами. Будут называться разные советы директоров, но принципы управления будут одни и те же. Если эти доски будут управляться с идеей  "сядь Фати, встань Фати", то,  что изменят  какие-то  новые имена и фамилии?

Мы можем взять еще один пример не из SOCAR, а из SOFAZ. Состав Наблюдательного совета ГНФАР существует с момента создания Фонда. Если в состав Наблюдательного совета входят только заместители министров и чиновники, значит,  озабоченность  управлением нефтегазовыми доходами обоснована. Почему?

Ни в одном из упомянутых мною институтов не было элементов публичного представительства. Ни одна из этих организаций не сотрудничала с беспристрастными секторами гражданского общества, которые имеют реальную деятельность по содержанию. И ни один из Наблюдательных советов этих органов не состоял из представителей гражданского общества. Фундаментальный аспект вопроса состоит в том, чтобы изменить принципы, а не названия советов!

После этого можно будет говорить об эффективном управлении. Эффективное управление требует такой формулы: лучший способ предотвратить злоупотребление должностью - это максимально распространить и распределить должностные обязанности. Потому что страх перед прозрачностью загоняет  управление в порочный круг, и таким образом, все меняется к худшему.

Одно из золотых правил суверенных фондов благосостояния напрямую связано с коллегиальным характером права распоряжаться этими активами (парламент и т. д.), а также с ужесточением связанных с этим механизмов контроля. В этом случае управление активами определяется тремя факторами: прозрачностью, эффективностью и подотчетностью.

Это общеизвестный факт: поймать черную кошку трудно, а если она находится в темной комнате, то вдвойне трудно...

 

 

 

Написать отзыв

Прошу слова

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей