Последнее обновление

(23 минуты назад)
Сергей Маркедонов

Сергей Маркедонов

1. В Нагорном Карабахе новая эскалация. Некоторые комментаторы уже поспешили назвать ее третьей карабахской (арцахской) войной. В условиях, когда информационные сообщения сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой, а то и опровергают то, что появилось «в эфире» всего несколькими минутами ранее, политическому аналитику крайне важно сохранить экспертную тональность, не утонуть в эмоциях и новостном потоке. Итак, попробуем суммировать некоторые впечатления от «горячего сентября» теперь уже 2023 года.

2. В конфликте резко подняты ставки. Азербайджан заявляет о «контртерроричтиеской операции» и необходимости восстановления порядка в Нагорном Карабахе, что по факту означает его стремление поставить точку в противостоянии с Арменией. Ту точку, которая станет выгодной для Баку. Вероятно, руководство страны решило прекратить всякие неоднозначности и неопределенности, внести «окончательную ясность» в вопрос, закрыть карабахский гештальт.

3. На этом пути у Азербайджана уже несколько лет нет серьезных препятствий. Причины, почему их нет, разные и разнообразные, описанные многократно. Не стоит повторяться в деталях, обозначим пунктирно. Армения слаба, Россия сфокусирована на Украине и после 2022 года более зависима от тюркского тандема Анкары и Баку, Запад обеспокоен вытеснением России, и потому демонстративное поражение и унижение ее союзника становится тем «лыком в строку», которое, как надеются в Вашингтоне и Брюсселе, сработает.

4. Сможет ли Пашинян сломать себе голову на внутреннем фронте? Кризис вокруг выборов в Совет старейшин дает возможность на реализацию такого сценария. Однако в повторение сценария миацум-1988 слабо верится, само армянское общество устало от конфликта и частично смирилось с поражением. Пока не окончательно, но многое к этому шло раньше и идет сейчас. Кто станет новым Варданом Мамиконяном? Марутян? Теванян? Риторические вопросы!

5. «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела», — так напутствовал молодых дипломатов выдающийся русский политик Александр Андреевич Безбородко. В этом принципе вся суть великодержавия (без всяких негативных коннотаций в отношении этого слова). Увы, но и в 2020, и в 2023 гг. пушки стреляли и стреляют без согласия Москвы. Даже если принять версию о том, что «Россия в курсе» (хотя она уже опровергнута и не раз), это ничего не меняет, по сути. Очевидно, что РФ хотела бы и пролонгации миссии миротворцев, и нашей эксклюзивной роли модератора и своего одновременно в Баку и в Ереване. Увы, на этот счет могут быть и другие мнения. Не во всем совпадающие с нашими представлениями о прекрасном. Масштабного вмешательства (по аналогии с «пятидневной войной» августа 2008 года) Россия не может себе позволить. И тысячи резонов в пользу правильности такого выбора есть. Беда только в том, что политика- не наука, и здесь рациональные соображения отступают перед эмоциональными. Защита идентичности, территории, своего национального дела могут нарушать порой (и даже часто) планы великих держав. Триумф Азербайджана, если таковой будет, не сделает его главным проводником российской политики на Кавказе, а победа Армении кажется сегодня ненаучной фантастикой, тогда как поражение может отдалить ее от Москвы, даже если признать, что Пашинян и К виновны в этом на 100000 процентов. Паки и паки. Наш мир зачастую- не то, что есть, а то, что конструируется и воспринимается эмоционально. Впрочем, новую бурю еще предстоят осмыслить. И не раз!

Написать отзыв

Прошу слова

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей