Последнее обновление

(15 минут назад)
Надежда Буянова, 68-летний врач-педиатр, осужденная матерью пациентки за якобы непатриотичное заявление и обвиненная в клевете на российские вооруженные силы конфликте против Украины, стоит в ограждении для обвиняемых во время судебного заседания в Москве, Россия, 12 ноября 2024 года. REUTERS/Evgenia Novozhenina Purchase Licensing Rights

Надежда Буянова, 68-летний врач-педиатр, осужденная матерью пациентки за якобы непатриотичное заявление и обвиненная в клевете на российские вооруженные силы конфликте против Украины, стоит в ограждении для обвиняемых во время судебного заседания в Москве, Россия, 12 ноября 2024 года. REUTERS/Evgenia Novozhenina Purchase Licensing Rights

Reuters: ЛОНДОН, 15 ноября (Reuters) - В последний день января женщина привела своего сына на прием к педиатру Надежде Буяновой в поликлинику № 140 на северо-западе Москвы. У семилетнего мальчика была проблема с одним глазом.

Разговор, который, по утверждению матери мальчика, состоялся во время 18-минутной встречи в клинике, изменил жизни обеих женщин и привел 68-летнего врача в тюрьму.

Поводом для возбуждения дела послужил донос - часть растущей тенденции россиян доносить на сограждан за их взгляды на войну в Украине и другие предполагаемые политические преступления. Критики говорят, что волна доносов помогает правительству президента Владимира Путина подавлять инакомыслие.

На видеозаписи, записанной, когда она выходила из клиники, мать мальчика, Анастасия Акиньшина, рассказывает, что она сказала врачу, что мальчик получил травму, потому что его отец погиб, сражаясь за Россию на войне в Украине.

“Знаете, что она мне сказала? "Ну, моя дорогая, а чего вы ожидали? Ваш муж был законной целью Украины”, - сказала Акиньшина, подражая голосу и интонации врача.

Сдерживая слезы, Акиньшина сказала, что обсудила инцидент с администрацией больницы и подозревала, что они планируют замять его.

“Итак, вопрос в следующем: куда мне теперь жаловаться на эту суку, чтобы ее выгнали из этой гребаной страны или отправили к черту в тюрьму? “ — сказала она на видео, которое стало вирусным в социальных сетях и втянуло ее в громкий уголовный процесс в качестве ключевого свидетеля обвинения.

На суде Буянова отрицала, что делала этот комментарий. Но, несмотря на отсутствие других взрослых свидетелей, этого доноса было достаточно, чтобы разрушить ее 40-летнюю медицинскую карьеру и ее жизнь.

Врач, которая с апреля находилась в предварительном заключении, предстала перед московским судом во вторник с коротко подстриженными седыми волосами. Она была признана виновной в соответствии с законом о цензуре военного времени в “публичном распространении заведомо ложной информации” о вооруженных силах и приговорена к пяти с половиной годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Буянова родилась в Украине, но является гражданкой России, где она живет и работает уже три десятилетия. Ее адвокат Оскар Черджиев сообщил агентству Reuters, что защита считает, что Акиньшина действовала из злого умысла из-за украинского происхождения врача.

Акиньшина не ответила на письменные вопросы для этой статьи и не отвечала на телефонные звонки.

На суде она заявила: “Мы русские. Буянова ненавидит русских. Она испытывает ко мне враждебность, вот что я думаю”, - говорится в стенограмме, опубликованной независимым российским изданием "Медиазона".

Двое сотрудников больницы, которые видели Акиньшину после консультации с Буяновой, описали ее как расстроенную.

Доводы обвинения были почти полностью основаны на показаниях Акиньшиной, а также на зачитанной в ходе судебного заседания стенограмме беседы с ребенком, проведенной сотрудником службы безопасности ФСБ. Сначала Акиньшина заявила, что мальчика не было в помещении, когда были сделаны замечания, но позже изменила свою версию, заявив суду, что изначально она говорила в состоянии шока.

Судья отклонил просьбу защиты задать ребенку свои вопросы.

Российская правозащитная группа "ОВД-Инфо" зафиксировала 21 уголовное преследование по политически мотивированным делам, основанным на доносах, с момента начала полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году, сообщила агентству Reuters юрист группы Ева Левенберг.

Левенберг, живущая в Германии, сказала, что “ОВД-Инфо” известно еще о 175 людях, которым были предъявлены административные обвинения более низкого уровня за "дискредитацию" российской армии в результате того, что люди доносили на них в тот же период, и 79 из них были оштрафованы.

Агентство Reuters не смогло независимо подтвердить цифры, предоставленные Евой Левенберг.

Министерство юстиции России не ответило на запросы о комментариях по поводу данных или использования доносов для поддержки судебного преследования, в том числе по делу Буяновой. Отвечая на вопрос Reuters, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что Кремль не комментирует судебные решения.

“Подонки и предатели”

Путин заявил, что страна находится в состоянии опосредованной войны с Западом, и граждане должны помочь искоренить внутренних врагов. В марте 2022 года, спустя несколько недель после вторжения, он заявил, что русский народ “всегда сможет отличить истинных патриотов от подонков и предателей и просто выплюнет их, как комара, случайно залетевшего им в рот”.

По данным ОВД-Инфо, с начала войны в Украине власти задержали более 20 000 человек за различные формы антивоенных заявлений или протестов и возбудили уголовные дела против 1094 человек.

В новостных сообщениях, судебных делах и в социальных сетях можно найти примеры того, как соседи доносят на соседей, прихожане церкви осуждают священников, а студенты доносят на учителей.

Для некоторых сложившаяся в результате ситуация напоминает атмосферу взаимного недоверия и подозрительности при советском коммунистическом правлении.

Ольга Подольская - бывший муниципальный депутат от Тульской области, расположенной к югу от Москвы, которая, по ее собственным словам, заслужила “неприятную” репутацию независимого местного политика, готового противостоять властям. В первые часы после вторжения в Украину она поставила свою подпись под открытым письмом, в котором назвала это “беспрецедентным злодеянием” и призвала граждан выступить против него.

Четыре месяца спустя она стала объектом публичного осуждения, в котором содержалась просьба провести расследование в отношении ее финансов после того, как она собрала общественные пожертвования для погашения штрафа, связанного с протестом в 2020 году. Донос был подан под именем “Ольги Миненковой”, но Подольская заявила, что личность такого человека так и не была установлена, и она подозревает, что это поддельное удостоверение. Агентство Reuters ознакомилось с копией доноса, но не смогло установить, кто его подал.

Последовали новые публичные обвинения против нее и ее мужа. На вопрос о том, что она чувствовала в тот момент, Подольская ответила, что это напомнило ей о ее прадедушке, казненном при советском диктаторе Иосифе Сталине в 1938 году после того, как кто-то донес на него.

“Время доносов и ‘врагов народа’ вернулось. Я поняла, что они намекают на то, что мне следует уехать из страны”, - сказала Подольская.

Она уволилась в апреле 2023 года. В сентябре того же года она была внесена Министерством юстиции в публичный список “иностранных агентов”. Чтобы защитить свою безопасность, она попросила агентство Ева Левенберг не разглашать, где она находится сейчас.

“Из прошлой эпохи”

В 2023 году доктор Андрей Прокофьев стал объектом нападок со стороны известного информатора Анны Коробковой, которая написала его работодателю письмо с требованием уволить его за антивоенные комментарии, которые он сделал иностранному изданию новостей.

Коробкова не ответила на запрос о комментариях.

В прошлогоднем письме Александре Архиповой, социологу, которая стала объектом одного из ее доносов, Коробкова написала, что доносительство “у нее в крови”, поскольку ее дед работал в сталинском НКВД. Архипова опубликовала письмо в Telegram.

Коробкова сказала, что только за первый год войны она направила 764 доноса в правительственные учреждения, уделяя особое внимание россиянам, которые общаются с иностранными СМИ. Она сравнила свою работу с “использованием подводных лодок для уничтожения вражеских кораблей”.

Агентство Reuters не смогло подтвердить масштабы или влияние ее деятельности.

Прокофьев сказал агентству Reuters, что он не пострадал, поскольку живет в Германии. Но он боится возвращаться в Россию: “Я не думаю, что смог бы выбраться из аэропорта. Они сразу же возбудили бы уголовное дело”.

Прокофьев проявил особый интерес к делу Буяновой, потому что, когда он жил в России, его сын был одним из ее пациентов. Он описывает ее как тихого, скромного человека - “пожилую фигуру из ушедшей эпохи”, которая неловко постукивала одним или двумя пальцами по клавиатуре своего компьютера.

Судебный процесс над ней вызвал некоторое противодействие. Прокофьева была в числе 1035 врачей, которые выразили солидарность с Буяновой в открытом письме, предупредив, что это дело оттолкнет молодых людей от медицины. Некоторые из врачей появились в своих медицинских халатах, выступая в видеосюжете, опубликованном в Facebook.

Александр Полупан, врач, стоявший за инициативой в защиту Буяновой, а также за письмами в поддержку диссидентов, в том числе покойного Алексея Навального, сообщил, что по меньшей мере семь медиков были допрошены полицией после их подписания. Агентство Reuters не смогло подтвердить эти допросы, а министерство внутренних дел России не сразу ответило на запрос о комментариях.

Сам Полупан покинул Россию в прошлом году, “когда стало ясно, что меня могут арестовать в любой день”, - сказал он агентству Reuters.

Рейчел Денбер, заместитель директора Европейского и Центральноазиатского подразделения базирующейся в Нью-Йорке Human Rights Watch, заявила, что судебное преследование пожилого обвиняемого, представителя уважаемой профессии, стало сигналом о том, что никто не может позволить себе игнорировать официальную линию в отношении Украины.

Даже если бы Буянова сказала, что российские солдаты на поле боя были законными целями для Украины, это утверждение было бы правильным с точки зрения международного права, сказала Денбер.

“Это Женевские конвенции”, - добавила она.

Международное право, регулирующее ведение войны, допускает применение смертоносной силы против четко определенных вражеских комбатантов в определенных ситуациях.

На судебном процессе прокуроры предоставили подробную информацию о сообщениях и изображениях на мобильном телефоне Буяновой, которые не имели отношения к спору с Акиньшиной, но были использованы для представления фотографии человека с проукраинскими и антироссийскими взглядами.

Защита заявила, что устройством пользовался кто-то другой, и сообщения были не от нее.

В своей заключительной речи на подведении итогов врач расплакалась. Она попросила суд принять во внимание ее возраст, хрупкое здоровье и десятилетия службы.

Болельщики в футболках со скромным изображением Буяновой выкрикивали “позор” во время оглашения приговора.

Перед оглашением приговора Буянова выразила шок от происходящего.

“У меня не укладывается в голове”, - сказала она журналистам. - ”Может быть, я все это пойму позже”.

Написать отзыв

В мире

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей