В статье от 14 апреля («Влияние непринятой отставки на кредиты»), отметив, что при поисках следующего источника финансирования Анкара обязательно и в более серьезной форме столкнется с проблемой С-400, мы задавались вопросом: «Апрель уже завершается, а почему до сих пор не активированы ракеты, закупленные еще в июне прошлого года?».
Тем временем, 20 апреля агентство Reuters, с сохранением анонимности, привело заявление полномочного представителя Турции, что «Возврата к решению не вводить в действие С-400 не будет, но из-за вспышки COVID-19 ... планы по ее готовности в апреле будут отложены».
И сразу же после этого пресс-секретарь Госдепартамента Морган Динн Ортагус (Morgan Deann Ortagus) в официальном заявлении, отправленном агентству по электронной почте, подтвердила обеспокоенность США позицией Анкары: «Мы продолжаем подчеркивать на самых высоких уровнях, что сделка по С-400 является предметом текущих обсуждений санкций согласно «Закону о противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, или CAATSA), и она остается основным препятствием в двусторонних отношениях и в отношениях с НАТО. Мы уверены, что президент Эрдоган и его высокопоставленные официальные лица понимают нашу позицию».
Прежде всего, необходимо выяснить: действительно ли, ссылаясь на анонимного полномочного представителя Турции, Reuters актуализировало вопрос активации С-400 или это сообщение – манипуляция?
Обратите внимание на порядок действий: анонимный представитель Анкары говорит, что «Возврата к решению не вводить в действие С-400 не будет, но из-за вспышки COVID-19 ... планы по ее готовности в апреле будут отложены…на несколько месяцев» и тут же это лицо получает молниеносный ответ пресс-секретаря Госдепартамента, выдержанный в его традиционных тонах.
Наряду и довольно резким содержанием ответа, президенту Турции напомнили также, что проблема, связанная с этим вопросом, сохраняется не только в двусторонних отношениях, но и в рамках НАТО.
Так кому же выгодно было напомнить об этой проблеме, позабытой даже турецкими СМИ (о ней 18 апреля напомнила внешнеполитический комментатор газеты “Sözcü” Зейнеп Гюрджанлы)? Контент новости позволяет предположить, что актуализация данного вопроса отвечает интересам США и НАТО.
Ибо с июня прошлого года официальные лица Анкары, в том числе и президент Эрдоган, в своих заявлениях намекали на то, что в апреле С-400 будут обязательно активированы. И вполне естественно, что возникшее ближе к истечению этого срока затишье по поводу активации, не ускользнуло от внимания Вашингтона, о чем свидетельствует сообщение Reuters со ссылкой на анонимный источник и молниеносная реакция Госдепартамента.
Более глубокий анализ всех этих перипетий выявляет проблему кредитов, в которых нуждается Турция. В этом контексте Вашингтон очень ясно дает знать: «Если вы все еще намерены активировать С-400, то по поводу кредитов ко мне не обращайтесь», и еще раз напоминает о CAATSA.
Откажется ли Анкара активировать С-400? Наступил самый важный этап решения проблемы. На фоне имеющего для нее жизненную важность финансового вопроса Турция постарается еще один сет международных военно-политических отношений трансформировать в «наличные». То есть в кредитных переговорах она будет до конца разыгрывать карту активации С-400.
Кажется, если она в конце концов отступится, то за значительную сумму.
Г-н Эрдоган уже давно искушен в подобных вопросах, и Турция хорошо зарабатывает на этом. Коммерческий опыт, который он получил, будучи еще подростком и юношей, оказывается весьма полезным.
Искренне желаю, чтобы Азербайджан извлек из всего этого пользу.
Маис Ализаде
Написать отзыв