Berat Albayrak. president.az
Новая экономическая программа (НЭП), обнародованная 20 сентября министром финансов и казначейства - Бератом Албайраком, одним из двух людей, управляющих экономикой, - не удовлетворила деловой мир. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что вместо проекта благоустраивания экономики программа выдвигает на передний план намерение отстаивать очень раздутую государственную структуру.
Министр Албайрак заявил, что в целях на ближайшие 3 года произведены существенные изменения относительно макроэкономических показателей (к примеру, если на следующий год была объявлена однозначная инфляция, то в НЭП она заявлена в 15.9%). Bместе с тем, в новой программе также предусмотрено, что, как и в предыдущих экономических кризисах, в течение 3-4 лет экономика сначала пройдет через периоды "сжатия и сужения", а затем вновь вступит в новый этап "роста".
Очевидно, что "сужение" и "сокращение" будут осуществлены уже ставшими для Турции классическими методологиями. Суть этой методологии состоит в том, что попустительствуя близким к властям крупным компаниям и не сокращая выросшие за последние 15 лет более чем в 20 раз государственные расходы, снова и опять переложить всю тяжесть бремени кризиса на плечи трудящихся. B то время как некоторые крупные и множество средних известных компаний-производителей стоят в очереди за конкордатом (соглашением), министр финансов и казначейства на это отреагировал так: " Мы будем удовлетворены, если увидим, как они осуществляют..." крупные инвестиции в обнародованную новую экономическую программу.
А экономисты, проанализировав новую программу с точки зрения интересов трудящихся, обратили внимание на то, что в результате "сужения и сжатия" до 1 млн. человек могут остаться без работы. Основная оппозиционная Республиканская народная партия (РНП, CHP) постановила усилить связь с сельскими тружениками, заметив, что проводимая экономическая политика правительства парализовала сельское хозяйство, и в новой программе оно не придало должного значения аграрному сектору.
Специалисты, колумнисты и сторонники CHP с одобрением встретили этот ее выпад.
Несмотря на то, что партии реальной оппозиции призывали президента Эрдогана оказаться от осуществления таких крупных проектов, как строительство 3-го международного аэропорта и 2-го Стамбульского канала при наличии больших долгов, стало ясно, у господина Эрдогана такого намерения нет. А вся эта ситуация свидетельствует о том, что Турции еще долго придется погашать иностранные инфраструктурные долги.
То, что ставки Центрального банка за 2 месяца повысились в 2 раза и причем до астрономического для Турции уровня, уменьшит объем инвестиций. Естественно, что экспорт снизится. А сокращение поступлений в иностранной валюте еще более обострит проблемы в покрытии (или в реструктуризации с высоким процентом) растущих внешних заимствований. B новой программе Б. Албайрака не указаны не только конкретные способы разрешения этих трудностей, но и формы, в которых будет упрощена госструктура как одна из основных причин кризиса.
Так, одним из основных источников политико-экономических проблем, переживаемых Турцией, является гигантская государственная структура, которую правительство Эрдогана обещало урезать, но увеличила в более чем 5 раз. Отметим 2 простых момента:
1) Каким образом Турция, будучи на первом месте в мире по количеству машин, обслуживающих государство - 135 тыс., не сократив это число минимум в 7 раз и не снизив наполовину расходы государства во всех других сферах, через 3 года "расширит" экономику?
2)Р.Эрдоган, подмявший под себя правительство, создает в президентском дворце (аппарате) альтернативные структуры, которые будут отправлять функции министерств, то есть еще более отяжеляет государственную структуру. Например, притом, что основной задачей министерства финансов является составление бюджета, Р. Эрдоган образовал "Управление бюджетирования" со штатом в 662 единицы.
На фоне того, что нефтегазовые страны (кроме Азербайджана) не могут позволить себе создание огромных госструктур, непрерывное расширение государственной структуры Турцией, которая имеет ежегодно $50-60 млрд. дефицита от импорта нефти и газа, не может быть расценено как позитивный знак выхода страны из кризиса.
Сопоставляя, видим, что в мире остались две страны с поразительно большой госструктурой: Турция и Азербайджан...
Написать отзыв