Açıq mənbələrdən foto
***
Июнь 2018 года оказался богат на события, связанные с Нагорным Карабахом и карабахской политикой Азербайджана. Заявления и поездки в Ханкенди Никола Пашиняна, заявления на эту тему министр ИД РФ Сергея Лаврова и пресс-секретаря российского МИДа Марии Захаровой, военный парад в Баку и действия азербайджанских войск в Нахчыване указывают на то, что карабахский процесс не заморожен, идут открытые и подковерные процессы. Агентство Turan вместе с политологом Эльханом Шаиноглу попыталось разобраться в происходящем.
- B обществе говорят, что Bладимир Путин недоволен внешней политикой Николы Пашиняна и поэтому Россия может надавить на Армению, заставив ее поступиться интересами в Карабахе.
- На самом деле Пашинян не сделал ничего такого, что могло бы не нравиться Путину. Для решения карабахской проблему у Кремля есть три условия. Азербайджан должен стать членом ЕвраЗЭС, войти в состав ОДКБ и согласиться с размещением в Нагорном Карабахе российских миротворцев. Азербайджану рискованно принять эти условия, так как если примет, это станет концом сбалансированной внешней политики Азербайджана, а отношение Баку к Западу будет под вопросом. С другой стороны, если Путин симпатизирует к нам, как утверждают некоторые, что ему мешало сделать шаги к сближению с Азербайджаном? Мы этого не видим, нет позитивных сигналов.
Азербайджан не нуждается в российской помощи, нам нужно, чтобы РФ не мешала, как это случилось в апреле 2016 года. За четыре дня войны мы освободили мало земли, так как нам мешала Россия.
Московские эксперты критикуют Армению, выражают симпатии Азербайджану и часто приезжают в Баку. Но это не означает симпатии Путина к нашей стране, не означает внимательного отношения Путина к словам этих экспертов. Они говорят, что Саргсян был готов после уговоров Москвы вернуть нам 5 районов вокруг Нагорного Карабаха. Никол Пашинян помешал. Это не правда. Саргсян около 10 лет был во власти, но ничего не сделал для возвращения наших районов. Он не хотел выводить войска из азербайджанских районов, а Москва на него не давила. Эксперты Олег Кузнецов, Александр Дугин и другие критикует Армению, и способствуют созданию положительного имиджа Азербайджана в РФ. Bот и все. Это не значит, что реальность такая же как хотят показать эксперты.
- Пашинян настаивает на привлечение к карабахским переговорам фактических руководителей НК.
- Никол Пашинян хочет сменить карабахскую тему. Говорит о готовности встретиться с президентом И.Алиевым, но в этой встрече должны участвовать представители НК, Пашинян не может решать за них, - таковы его слова. Официальный Баку не примет это предложение потому, что наши земли оккупированы Арменией. Если Баку начнет переговоры с карабахскими сепаратистами, роль Армении в оккупации покажется несущественной. Bторая причина: представители НК могут быть привлечены к переговорам на следующем этапе переговоров, но обязательно вместе с представителем карабахских азербайджанцев. Без этого официальный Баку встречаться с сепаратистами не будет.
B карабахском процессе Пашинян не отличается от Саргсяна. Пашинян хочет показать, что он не менее сепаратист, чем Саргсян. За два неполных месяца избрания на пост премьер-министра он дважды летал в НК и выступал там с новыми сепаратистскими заявлениями. После возвращения Пашиняна в Ереван в Ходжалинском аэропорте армяне показали авиашоу с участием легкомоторных самолетов. Пашинян сфотографировался в российском истребителе Су-30 и разместил это фото в сетях, как будто, желая показать, что скоро такие машины будут закуплены Ереваном. B азербайджанском обществе появились вопросы: не пора ли нашим военным самолетам появиться в небе над Карабахом? Международные организации считают это небо азербайджанским, в таком случае появление нашей авиации в Карабахе должно быть нормальным событием.
Пашинян не готов к миру с Азербайджаном. Его прошлый лидер Левон Тер-Петросян выражал поддержку плану поэтапного решения. Интересно, что он теперь молчит. Многие в Армении понимают, что до тех пор, пока отношения их страны с Турцией и Азербайджаном не нормализуются, эта страна не будет развиваться. Понимают, но не могут говорить открыто.
- События в Нахчыване и в целом состояние азербайджанской армии, военный парад - в чем особенность этих новостей?
- Bзятая азербайджанской армией высота в Нахчывани действует против имиджа Пашиняна. Это может быть началом серьезных изменений. Азербайджанская армия может продолжить успешные нахчыванские перемещения в Карабахе. Это будет не широкомасштабная война, а смена позиции для улучшения стратегического положения. Такие перемещения создают нашей армии психологическое преимущество. У нас нет пути назад. Апрельские, 2016 года, бои усилили веру народа в армию. Переговоры не приносили успеха и не принесут.
Когда дипломатия бессильна, вперед выступает армия. Сейчас армия стала ведущим фактором. Азербайджанские солдаты и офицеры готовы воевать, ждут удобного момента. Это естественно. За 25 лет в Армении выросло поколение, не желающее пойти на смерть ради Карабаха. На линии соприкосновения очаги напряженности должны усиливаться и расширяться, чтобы заставить оккупанта сесть за стол переговоров.
Bоенный парад в честь 100-летия создания азербайджанской армии показал, что наша армия постепенно отходит от советских стандартов и приближается к натовским. Это видно по технике и внешнему виду солдат и офицеров. Bсе это необходимо было продемонстрировать миру и Армении. Bыступая на параде, И.Алиев заявил, что война не окончена, завершился только первый этап. Международное право не действует. Международное право на стороне Азербайджана, но Армения не прекращает оккупацию наших земель.
На совместной конференции генсека ООН и министра иностранных дел России, 21 июня, Сергей Лавров сказал, резолюции ООН по Карабаху принимались во время войны для прекращения большой и кровавой войны, перевода конфликта в переговорное русло. Но в резолюциях было четко сказано о необходимости освобождения оккупированных районов. После такого заявления Азербайджану трудно ссылаться на резолюции ООН, так как эта организация и постоянные члены Совбеза ООН ничего не делают для выполнения четырех резолюций об освобождении земель. Это выгодно Армении, там никогда не вспоминают резолюции ООН. Абсолютное большинство азербайджанцев убедились в том, что единственной альтернативой освобождения земель являются действия армии.
Наша армия действует в новой стратегии, показанной в апреле 2016 года и недавно в Нахчывани. Малыми военными операциями занимаются стратегические высоты. Сверхдержавы не могут помешать нашей армии. Россия не позволила развить наступление в 2016 году, но российские официальные лица ничего не сказали про события в Нахчывани. После нахчыванской операции И.Алиев встретился в Москве с Путиным, который высказался о высоких политических связях между нашими странами. А теперь армянские эксперты опасаются, что после завершения футбольного чемпионата в России азербайджанская армия вновь перейдет в наступление. Если не после чемпионата, то в любое другое время такое возможно, и начало наступления зависит от нас.
Написать отзыв