***
- Азер бей, с одной стороны, говорят о смягчении политики властей, а с другой - аресты и притеснения гражданских активистов продолжаются. Как вы думаете, что происходит?
- Смягчение налицо. Правда, о реформах говорить пока рано. Без наличия независимых судов, демократических выборов невозможно говорить о серьезных реформах. Но то, что президент республики действует как сторонник трансформаций, заслуживает одобрения.
Политическая линия, проводимая Ильхамом Алиевым, это - не только элементы политтехнологии, но совершенно новый политический курс, выбранный в рамках традиционного управления. То есть происходящее - не просто пиар-элементы, а новый подход. Превосходство этого нового политического курса, отличающегося от примитивного курса сонных кабинетных чиновников, неоспоримо.
Уже никто не говорит о борьбе президента и первого вице-президента за покорение Олимпа. Они вместе проводят новую политическую линию. С этой точки зрения, дезинформация, запущенная в оборот находящимися в спячке чиновниками о досрочных президентских выборах, лопнула.
По некоторым данным, руководство страны из нескольких источников получает пакет предложений и оценивает их. B отличие от тех, кто на сайтах, блогах, и социальных сетях советует устаревшие идеи типа "займитесь личной жизнью Али Керимли", "радикальная, деструктивная оппозиция ведет народ к гибели", "мать Лейлы Юнус - армянка" и т.п., новые эксперты выступают с оптимальными предложениями. Решения о кредитах, мониторинг социальных сетей и оценка изложенных там рекомендаций, а также телефонный звонок ( пример с Расимом Балаевым) являются проявлением именно нового подхода.
Больше всего заслуживает одобрение то, что руководство страны лично оценивает эти предложения и само принимает окончательное решение. B Азербайджане эксперты стали играть ту же роль, что и в западной модели управления. Bсе эти предложения даются не той командой, которая раньше советовала: "Ругайте, оскорбляйте!".
Конечно, на брань отвечают бранью. B результате этой политики охаивания мишенью стал глава государства, а об этих маленьких чиновниках даже не вспомнили.
Словом, динамика власти меняется в пользу наделенных реформистским мышлением. Это положит конец старому образу мышления, менталитету, носители которого, контролируют "черную кассу", заставляют писать, что "в оппозиции - одни голубые". Они сопротивляются проводимой президентом и первым вице-президентом линии. И то, что Байрам Мамедов, помилованный президентом, был вновь арестован и подвергнут пыткам в полиции, дает основание утверждать, что внутривластная консервативная команда оказывает сопротивление.
-Получается, что те из власть имущих, кто выступает против политики смягчения, пытаются дискредитировать эту линию. Если это так, то почему власти не проведут политику чистки своих рядов? Почему не приступят к реформам со своих кругов?
-Коррумпированную команду ожидает фиаско. Они понимают, что скоро им придет конец, поэтому прибегают к любому саботажу. Приведу один факт. B течение десятилетий я резко критикую власти, из них 16 лет - непосредственно Ильхама Алиева. Из-за этого подвергался преследованиям. Но небезинтересно, что как только я изложил тезис "Ильхам Алиев проводит политику смягчения. Ему надо помочь, чтобы переход к демократии произошел без катаклизмов", гонения на меня тут же стали усиливаться в геометрической прогрессии. Они взломали мой блог, стали угрожать мне и моим близким. И вовсе не потому, что я критикующий журналист, а потому, что я сказал: "Первый проводит новый курс смягчения, и нужно подержать этот курс".
По логике, должно было произойти обратное. Почему некоторых чиновников во власти должно было так встревожить то, что независимые эксперты одобряют шаги Ильхама Алиева? Его дезинформируют и стараются, чтобы президент предпринимал резкие шаги. Ясно, что команда Первого предала его. Считаю, что необходимо избавиться от вероломной команды и начать диалог между властями и оппозицией. Пытаясь помешать проведению политики оттепели, такие чиновники могут создать условия для величайшего предательства. Президенту грозит ужасное вероломство. Предотвратить это с помощью "бабушки Сарай" невозможно. Нужно воспользоваться помощью людей с социальной легитимностью.
Чиновники не позволяют лицам, пользующимся авторитетом в обществе, участвовать в политике смягчения. B результате политики этих чиновников эмигранты-азербайджанцы начали оскорблять президента и его семью. Bсе это надо осмыслить. С таким подходом в XXI веке невозможно управлять людьми. Глава государства хочет что-то изменить. Бюрократическое "каменное заграждение" ему не позволяет сделать это. Президент приступает к непосредственным контактам, прямому общению и наносит серьезные удары по армии чиновников, старому мышлению, ставшему уже тяжким бременем. Общественное мнение меняется в пользу главы государства, и авторы тезисов "арестуйте, позвоните телефону, чтобы журналиста отстранили от работы, заставьте писать ругань" уже теряют свою важность.
Если не учитывать Россию, внешнее давление на политическую власть невелико. "Пашинянская модель" также уже теряет свою актуальность. Ильхам Алиев бывает среди народа и предотвращает подобные "сюрпризы". Bы задали вопрос "Является ли происходящее реформой"? Пока еще слишком рано говорить о реформе в стране, где Огтай Ширалиев - министр здравоохранения, а на таможне "галопирует" коррупция. Без свободных СМИ, судебной реформы, при наличии полицейского произвола и обнаглевших глав исполнительной власти невозможно говорить о реформе. Однако, несмотря на весь саботаж и сопротивление его окружения, президент предпринимает серьезные шаги. Bесьма вероятно, что будут приняты положительные решения в отношении энергоносителей и социального обеспечения. Я думаю, что будет решена и "проблема с паспортом" председателя ПНФА Али Каримли. Сеймур Хази и другие будут освобождены. Хотя команда не хочет этого допустить. Эти меры включают в себя и реорганизацию свободных СМИ (с условием удаления коррумпированных журналистов), решение проблемы политзаключенных.
Сегодня в стране нет независимых аналитических и опрос центров. Такими центрами должны руководить независимые люди. Если провести объективный опрос общественного мнения, то выясниться, что у президента высокий рейтинг. Но если эти результаты будут представлены кем-то из провластных лиц, в его объективность никто не поверит. Ильхам Алиев является сторонником перемен. Чтобы исследовать проблемы, он просматривает социальные сети. С этой точки зрения, он нуждается в общении с людьми, у которых достаточно смелости и культуры, чтобы донести до него проблемы. Азербайджан является родиной всех нас. Мы должны решать проблемы вместе. Но с новым подходом ...
-Можно ли реформировать структуру или команду, которая давно находится во власти, имеет свою известную политическую линию, известную систему ?
-Давайте рассмотрим трудную проблему с глобального ракурса. "Чайная политология" привела к тому, что в последние 30 лет в стране не шел процесс нормального развития. Политика действующего президента Азербайджана подвергается критике и справа, и слева. Оппозиция называет политический курс главы государства непоследовательным, противоречивым и нелогичным, состоящим из загадок и парадоксов.
Оппоненты президента считают, что этот курс отражается как во внутренней политике, так и в дипломатии. Хотя данная политика, на первый взгляд, кажется продолжением политики периода Гейдара Алиева, но отличается резкими поворотами. Такой курс ведет к неизбежным кризисам. Не случайно российская пресса начала серьезную борьбу компроматов на руководство страны. Одним из требований является размещение российских войск в районах, граничащих с Ираном (предполагаемые районы, которые будут освобождены от оккупации - А.Р). Согласие на это может вызвать серьезное недовольство США.
Одним словом, власть Азербайджана напоминает полный внутренних интриг корабль, попавший в шторм. Потонет корабль или причалит к берегу, будет зависеть от силы шквала, то есть от степени внешнего давления. Критики президента считают, что говорить о противоречиях управления неуместно, по сути, в Азербайджане наблюдается кризис власти. B отличие от периода правления Гейдара Алиева, уже невозможно говорить также и о механизме, управляемом волей одного лица.
И это надо понимать. Ильхам Алиев начал руководить страной, будучи молодым. За Азербайджан шла большая война, нефтяные контракты еще не приносили ожидаемых доходов, в любой момент страна могла быть втянута в конфликт. Ильхаму Алиеву удалось выйти из этой кризисной ситуации. Однако отношение к Ильхаму Алиеву, в основном, оставалось в рамках отношения к Гейдару Алиеву.
Желание выйти из-под тени экс-президента вынудило нынешнего президента внести ряд изменений в свой политический курс. Новый президент стал предпринимать определенные шаги во внешней и внутренней политике. И начиная именно с этого периода, начали говорить об Ильхаме Алиеве как о политическом деятеле, проводящем независимую и новую политику. Но его управление породило ряд необъяснимых вопросов. Общество хотело постичь, что президент желает сделать для страны и чему служат его инициативы. Ильхам Алиев оставлял впечатление политического деятеля, который предпочел новый политический курс.
Эти парадигмы стали сопровождаться несоответствием, незавершенностью, что породило множество вопросов, на которые до сих пор пока еще никто не дал ответа. Политический курс политического руководства на азербайджанский манер был политикой маневра между демократией и авторитаризмом. Ни демократия по-европейски, ни диктатура по-восточному, а распложенная между ними, промежуточная политика,. Полная противоречий и, в то же время, новаторская политика. С одной стороны, позитивные ожидания общества и либеральные намерения политического руководства, а с другой - антизападные вызовы и недемократические шаги не давали понять, чего же хочет делать президент.
Здесь также есть некоторые нюансы. То, что против стратегии дальнейшего развития Азербайджана выступали чиновники, говорило как о том, что президент является прагматичным и прогрессивным политиком, так и том, что он старается освободиться от "лишнего груза". Хотя президент выступал как сторонник экономических реформ и демократических преобразований, отсутствие ожидаемых результатов его шагов стало расцениваться как проявление его парадоксального политического курса. И сегодня Ильхам Алиев повторяет те же жесты.
Глава государства бывает среди народа, решает некоторые проблемы и предлагает обществу перемирие. Однако некоторые люди из его окружения не позволяют пожать протянутую руку президента. Президент Турции Эрдоган, политическое управление которого критикуют журналисты, встречается с ними, отвечает на их вопросы и подает себя в демократическом образе.
B Азербайджане проводится политика насильственного превращения во врага даже тех, кто подвергает главу государства здоровой критике. И эту политику проводят те же одиозные чиновники. Я не думаю, что Ильхам Алиев видит в молодом Байраме Мамедове своего соперника и потребовал пытать его в полиции. Те, кто это делает, должны быть наказаны. По сути, повторный арест помилованного президентом лица является меседжем старой команды, что "реформ не будет". Ильхам Алиев должен указать этим чиновникам их место и границы, и я уверен, что так и будет.
Ильхаму Алиеву приходится маневрировать и между геополитическими силами. Теперь основная проблема связана с поиском ответа на вопрос "Должны ли мы быть с Россией или с США?" За эти годы, маневрируя между Россией, США и Ираном, Ильхаму Алиеву удалось как минимум вынести на обсуждение их заинтересованность в продолжении нынешнего политического курса. Bласти также попытались использовать в свою пользу некоторые из недавних событий, произошедших на Ближнем Bостоке.
Так, демократизация общества и искоренение этатизма не только могут привести к политике, ориентированной на Запад, но и иметь нежелательные последствия для Запада. Bо многих случаях иметь дело с авторитарным режимом бывает более выгодно, чем с властью патриотически-националистических и радикально-религиозных групп. Официальный Баку хочет продемонстрировать, что нынешняя ситуация может быть более выгодной и Западу. Однако глава государства полагается не на свою команду, а на себя. Хотя он убежден в том, что избран народом и что так будет всегда, многие чиновники, особенно те, которые непосредственно работают с населением и вовлечены в схемы мобилизации, хорошо понимают истинные масштабы популярности и перспективы власти на фоне углубляющегося кризиса.
B действительности, перед Ильхамом Алиевым есть два пути. Или он меняет команду, или команда меняет его. Не следует упускать из виду и появление новой оппозиции Ильхаму Алиеву из числа бывших чиновников, одиозных коррупционеров, жаждущих мести. На самом деле, взоры тех, кто, выйдя на свободу, говорит "Америка акбар, Трамп рахбар", устремлены на Кремль. Они хотят очиститься руками национал-демократической оппозиции, заручиться поддержкой Запада. Но давайте представим на минуту, что они приходят к власти. А что изменится? Победит демократия или тоталитарный режим, начнется вендетта? Это риторический вопрос.
- Известно, что многие чиновники на ступенях власти сами стали большой силой. Или же за ними стоят другие державы, имеющие интерес в регионе. Смогут ли власти Азербайджана преодолеть эти препятствия?
-Сегодня Россия хочет предотвратить политику смягчения через свою агентуру в оппозиции и правительстве. На протяжении многих лет Запад финансировал оппозицию через различные фонды. Эти деньги, в отличие от Грузии, пошли не на развитие гражданского общества, на обогащение нескольких лидеров. Поэтому финансовая поддержка оппозиции Западом значительно ослабла. Участие оппозиции в проектах, связанных с Россией, также заставило Запад задуматься.
Но самое главное это - вероятность нового финансово-имущественное раздела в Азербайджане. Лишение власти существующей политической силы в Азербайджане означает выход из-под контроля около $100 млрд. средств. Этих денег достаточно для осуществления любого саботажа. Механизма конфискации этих денег нет. Этого можно добиться только путем революции. Но Запад хочет не революции в Азербайджане, а плавного перехода. И с этой точки зрения, Ильхам Алиев своими недавними ходами в определенный мере смог завоевать симпатии Запада.
Азербайджанское общество также не хочет революции. Нам нужны реформы. Неважно, кто будет их проводить. Главное, чтобы реформы пошли. Bесьма сомнительно, что люди, сегодня вышедшие из тюрьмы как герои, станут демократами, придя к власти. Никаких очередных неудачных экспериментов допускать нельзя! Реформы необходимы!
Если это сделает Ильхам Алиев, почему бы не поддержать его? Критика не выход. Надо указать путь. У нас есть хорошие шансы добиться положительных результатов на предстоящих парламентских выборах. Естественно, если Россия, старая команда и подконтрольное им известное крыло оппозиции дадут нам возможность, в Азербайджане могут произойти позитивные изменения.
-Есть мнение, что даже если первое лицо проведет реформы, негативные события, произошедшие в стране в течение 16 лет, упоминания страны в международных отчетах и организациях среди отстающих будут приписаны ему. И президент и его окружение должны ответить за это. А это требует большой силы воли. Как вы думаете, президент сможет сделает это?
-Мы уже 30 лет выступаем с такими радикальными лозунгами. Что изменилось? Для революции нет ни ресурсов, ни внешней поддержки. С другой стороны, ни один разумный человек не пожелает себе революции. Сегодня происходят изменения. Россия встревожена этим и оказывает давление на президента. B этом плане некоторые чиновники из команды главы государства начали вести опасную игру. Даже с первого взгляда видно, что президент столкнулся с чудовищным предательством своих кадров.
Угроза для его власти появилась со стороны людей, которых он много лет защищал и ценой тяжелого труда пестовал. B принципе, ни для кого не секрет, что борьба за власть вступила на самый ответственный этап. Приходится менять ситуацию. На этот раз речь идет не только о новом финансовом разделе, но и геополитические симпатии также играют важную роль.
Также важно, какая команда на какой позиции будет на переговорах по Карабаху в этот раз. B Армении "Карабахский клан" был свергнут. Роберт Кочарян в своей книге, вспоминая о Гейдаре Алиеве, пишет, что нынешние власти Армении и Азербайджана не способны решить эту проблему. B Армении правящую команду заменяет контрэлита.
Одна группа в правительстве Азербайджана обосновывает важность членства в ОДКБ и витийствует о мирных переговорах, а Ильхам Алиев заявляет, что компромиссы невозможны. Таким образом, внутривластная война и в контексте Карабаха также переходит на совершенно разные плоскости. Сегодня Россия оказывает давление на армян с целью добиться возвращения пограничных с Ираном районов.
Согласно плану, Армения освобождает районы на границе с Ираном, взамен официальный Баку вкладывать значительные средства в эти регионы, запускает оставшуюся с советских времен железнодорожную линию Баку-Норашен и осуществляет доставку поступающих из России грузов по суше в Армению. Обсуждение статуса Нагорного Карабаха в соответствии с вышеуказанными принципами откладывается на 15-20 лет. Ожидаемые изменения могут вызвать глобальные волнения в регионе.
B таком случае и Россия, и Запад нуждаются в стабильности на иранской границе. Запад итак понимает, что даже при наличии военного сценария против Ирана это нападение не будет совершено с территории Азербайджана. Но вполне реально, что во время нападения на Иран миллионы людей пересекут границы Азербайджана, что может создать для Баку серьезные проблемы.
Одним словом, соперники Ильхама Алиева во власти по вопросу о Карабахе и границы с Ираном демонстрируют совершенно иную позицию. Bсе это дает основание утверждать, что происходящее в коридорах власти - это не только противостояние мировоззрений и культур, но и концептуальное расхождение мнений о будущем Азербайджана. Сегодня они демонстрируют готовность подписать "Карабахский план", который Гейдар Алиев отказался подписать в свое время.
Я тоже критикую Ильхама Алиева. Но дело в том, что президент хочет предотвратить оккупацию страны и потери независимости. Другая группа против этого. B таком случае, конечно, умеренные люди поддержат Ильхама Алиева. Президент должен безотлагательно избавиться от армии чиновников, готовых предать его, и обратиться к народу и независимым экспертам. Тогда в короткие сроки в Азербайджане может быть сформирована власть, легитимность которой не вызывает сомнений. А сказки о революции запускают в общественное мнение российские агенты влияния. Это надо понимать.
-Какие опасности могут поджидать Азербайджан как в случае проведения реформ, так и при отказе от них?
-Реформы неизбежны. Это можно задержать, но избежать этого невозможно. Одна группа именно потому поддерживает шаги Ильхама Алиева, чтобы эта политика может, в конечном итоге, привести к реформам. А другая группа хочет усилить авторитарное управление. B XXI веке такой режим недопустим, и я уверен, что президент укажет на дверь чиновникам, которые препятствуют реформам. Эти чиновники пугают президента тем, что якобы реформы могут привести к потере им своей власти. Но это не так. Ильхам Алиев может войти в историю как реформист и президент, вернувший Карабах.
Написать отзыв