***
-Натиг бей, цены на нефть на мировом рынке снижаются. В чем на сей раз состоит причина?
- Основная причина обвала цен на нефть на мировом рынке в последние недели кроется в эпидемии коронавируса, распространившегося по всему миру из Китая. Это один из основных факторов снижения экономической активности в мире. В некоторых областях это особенно бросается в глаза. Например, в областях авиаперевозок и туризма деловая активность упала на 35%, что очень много.
В целом, за последний месяц темпы роста мировой экономики снизились на 0,4-0,5%, что равносильно потере десяткам миллиардов. Спад экономической активности также привел к снижению спроса на нефть. Потребление нефти в мире в целом и в частности, в Китае, во втором по величине потребителе нефти в мире, резко сократилось. За февраль продажи автомобилей в Китае упали более чем на 80%. Таким образом, наблюдающийся в экономике Китая глубокий спад снизил спрос на нефть, что привело к значительному снижению цен этот энергоноситель.
Есть и другие экономические причины удешевления «черного золота». Например, резкое увеличение добычи нефти в США. Но главная причина, конечно, кроется в спаде экономической активности в мире вследствие стремительного шествия нового вируса по всему миру.
- Снижение цен на нефть сказывается и на экономике Азербайджана. Сегодня на рынке азербайджанская нефть продается по цене ниже заложенной в государственном бюджете. Можно ли будет компенсировать потери?
- Цена нефти в бюджете Азербайджана в 2020 году, вследствие более консервативного подхода, была заложена на уровне $55 против $60 в 2019 году. Но сейчас баррель нефти стоит уже гораздо меньше, чем запрогнозировано в бюджете. Пока что оснований для паники нет. Потому что с января средняя цена на нефть все еще выше $55, примерно 58-$59.
Но если цены на нефть будут продолжать падать и в основном, будут оставаться ниже отметки $50, в экономике Азербайджана – и в формировании бюджета, и во внешней торговле, а также в макроэкономических показателях – возникнут серьезные проблемы. Ненефтяной сектор Азербайджана слишком слаб, чтобы суметь компенсировать снижение доходов от нефти. Впрочем, валютные запасы страны – общие резервы Нефтяного фонда и Центрального банка – составляют около $52 млрд. Эти запасы позволят на некоторое время возмещать потери в нефтяных доходах Азербайджана. Однако наличие отрицательного сальдо во внешней торговле, рост вывоза валюты из страны могут вызвать серьезные шоковые волны в экономике республики, а через некоторое время давление на манат станет усиливаться.
- До какого уровня продолжится падение цен на нефть?
- По сути, это связано с действующими в мире несколькими факторами. Например, встреча стран ОПЕК+ (ОПЕК и Россия) 5 марта в Вене оказалась безрезультатной: Россия не согласилась с предложением ОПЕК дополнительно сократить добычу на 1,5 млн. баррелей, так как понимает, что в этом случае она может потерять долю на рынке. Ибо темпы роста добычи в США, Канаде, Австралии и других странах, не входящих в ОПЕК и не участвующих в этом соглашении, высокие, и они могут перехватить долю на рынке, компенсировав сокращение добычи странами ОПЕК и Россией. И то, что в Вене соглашение не было достигнуто, вызвало обвал цен на нефть.
Тем временем, поток информации о жертвах коронавируса продолжает расти: во всем мире инфицировано им уже более 114 тыс., а погибло от него более 4 тыс., количество стран борющихся с вирусом, увеличивается. И если возникнет пандемия, вирус охватит Америку, Европу, Африку, Азию, то это приведет к мировому экономическому спаду. Данный фактор продолжит сказываться негативно на нефтяных ценах, нефть марки Brent может установиться и ниже $45. Однако основной вопрос заключается в том, сколько времени это будет длиться: если долго, то в мировой экономике, особенно нефтезависимых стран, возникнут серьезные осложнения.
-Обвал цен на нефть, особый режим работы пограничных и таможенных служб, и сокращение товарооборота между многими странами и т.п. из-за коронавируса вызвали тревогу по поводу девальвации. Об этом можно встретить материалы в некоторых медиа органах и социальных сетях. Как Вы думаете, возможна ли в Азербайджане в ближайшее время третья волна девальвации? Насколько реалистичны эти прогнозы?
- Уровень прогнозов по манату в Азербайджане зависит от того, как правительство и Центральный банк Азербайджана проводят валютную политику. Как известно, уже более двух лет в Азербайджане существует в строго административном порядке регулируемый режим обменного курса, при котором последний не меняется, а строго определяется Центробанком. ЦБ отказался от прежней настойчивости и признал, что режима плавающего обменного курса нет. Поэтому решение об обменном курсе маната будет скорее политическим. То есть политическое решение будет иметь большее значение, чем экономические факторы. Сейчас давление на манат слабое, но если цены на нефть слишком долго будут ниже $50, оно возрастет. Ибо в таком случае в платежном балансе возникнет отрицательное сальдо, отток из страны инвалюты увеличится, что усилит давление на манат. Если, примерно, до лета не найдется решение данного вопроса, цены на нефть, стабилизируясь, не пойдут вверх, правительство и Центробанк Азербайджана могут принять решение о девальвации минимум в 10-15% и удешевлении маната, то есть текущий курс маната может вырасти с нынешних 1,70 до 1,90-1,95 маната за доллар.
Но вероятность более резкой девальвации очень мала, так как экономика Азербайджана еще не оправилась от последствий двух мощных девальваций 2015 года, а девальвация более 10-15% чревата для экономики страны еще более серьезными осложнениями. Потому что в республике задействована очень примитивная экономическая модель: она сильно зависит от импорта, который достигает почти $14 млрд. в год при слаборазвитом местном производстве. А экспорт на 92% состоит из нефти, нефтепродуктов и природного газа. Поэтому цена на нефть имеет решающее значение для будущих судеб экономики и национальной валюты Азербайджана. По сути, манат - это бумажная нефть.
Ни одна страна в мире так сильно не зависит от нефти, как Азербайджан. Да, Венесуэла и Нигерия также нефтезависимы, но доля нефти и нефтепродуктов в их внешней торговле составляет не 92-93% как у нас, а 87% - у Нигерии и чуть более 80% - у Венесуэлы. Одним словом, в Азербайджане судьба маната связана исключительно с ценами на нефть.
Написать отзыв